Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Стоимостное мышление: рассчитать можно все

 

Стоимостное мышление: рассчитать можно все

 

 

Журнал "Управление компанией" /redir.php?url=www.zhuk.net%2F /

Володина Наталья - Заместитель генерального директора по персоналу ООО "Московская ореховая компания"

Все чаще на конференциях и семинарах, посвященных вопросам управления персоналом, можно услышать слово ROI (return of investment). Еще не так давно участники рынка были априори уверены в том, что HR-департамент должен быть затратной структурой: люди - это капитал, и, чтобы этот капитал приумножить, в него надо вкладывать. Однако в последнее время это мнение часто оспаривают.

Руководители "человеческих" направлений ищут способы превратить HR-департамент из сервисной (обслуживающей и затратной) в инвестиционную (когда деньги считают, а за их возвратом следят), а порой даже "добывающую" структуру.

 "Человеко-рубли"

Стратегической целью HR-службы является увеличение стоимости компании за счет повышения результативности управления самым ценным ресурсом организации, ее капиталом - людьми.

загрузка...

 

 

Акционеры и топ-менеджмент нуждаются в оценке эффективности систем управления персоналом и адресуют свои вопросы руководителям HR-департаментов, осознавшим за последнее время всю важность подобного взаимодействия. Однако, для того чтобы убедить коллег и начальство в том, что служба персонала не только сервисное подразделение, но и бизнес-партер компании, который вносит вклад в ее развитие, необходимо посмотреть на все HR-мероприятия с позиции стоимостного мышления и начать разговаривать с руководством на языке коммерческой выгоды, т. е. цифр.

Ни одна кадровая программа не может быть "вещью в себе": все имеет стоимость и должно в итоге приносить прибыль, будь то подбор персонала, функционирование учебного центра или проведение корпоративного мероприятия.

HR-департамент оказывает не прямое, а лишь опосредованное влияние на работу других отделов, поэтому эффективность его деятельности не всегда очевидна. В то же время важно понимать, что все подразделения компании являются клиентами службы персонала, а сама она занимается "производством" и "продажей" услуг в области управления сотрудниками. Естественно, такие внутрикорпоративные операции не переводятся в натуральные денежные единицы, но, тем не менее, задачей директора по персоналу является планирование деятельности отдела, определение ключевых проектов, составление бюджета инвестиций в человеческий капитал, оценка уровня их возврата, измерение эффективности всей HR-деятельности и отдельных проектов, сопоставление их с рыночными показателями. Все это в совокупности как раз и означает "продавать услуги", т. е. знать потребности внутреннего заказчика, стоимость оказываемых услуг и их значимость для клиента.

 Проблемы и пути их решения

Оценивая показатели эффективности HR-политики, директор по персоналу может столкнуться со следующими трудностями.

1. Отсутствие на предприятии детализированной системы управленческого учета. В этом случае руководителю службы персонала необходимо адаптировать существующую модель к нуждам HR-подразделения для того, чтобы облегчить сбор и анализ требуемой информации. Адаптация заключается в выделении и прописывании алгоритмов расчета необходимых показателей.

2. Неопределенность в зонах ответственности подразделений и децентрализация расходов на персонал. Данную ситуацию необходимо разрешить, иначе будет сложно разнести затраты между подразделениями. Внутри компании следует договориться о том, какому отделу приписать, например, затраты на обучение временного персонала, нанятого на период проведения региональной маркетинговой акции, - HR или маркетинга.

3. Фактор удаленности результата во времени. Итоги многих проектов становятся очевидными далеко не сразу, поэтому не всегда понятно, когда следует ожидать результат и как "обсчитывать" его по прошествии времени. Также необходимо принимать во внимание тот факт, что анализ производится в условиях отечественного, весьма нестабильного бизнеса, когда быстро меняются и люди, и алгоритмы, и методы управления.

4. Недостаток информации об опыте других компаний. Отсутствие таких сведений затрудняет анализ рассчитанных показателей. Например, затратив массу усилий и высчитав ROI на обучающее мероприятие, равное 237%, HR-менеджер сталкивается с тем, что не может проанализировать этот показатель, так как в лучшем случае обладает информацией только об опыте западных компаний, что не совсем актуально для российской фирмы, работающей в условиях отечественной экономики.

5. Сопротивление сотрудников службы персонала. Подобное поведение работников HR-подразделения означает, что они не понимают всей важности проводимых оценочных процедур. Директор по персоналу должен мотивировать сотрудников к участию в подобных мероприятиях и убедить подчиненных в их полезности.

Тем HR-специалистам, кто решил заняться оценкой эффективности деятельности в области управления персоналом, можно дать следующие советы:

  • выберите показатели, информация по которым доступна, а алгоритм расчета понятен;
  • накапливайте необходимые сведения;
  • отслеживайте корреляцию роста и падения показателей по прошествии определенного периода: квартала, полугодия, года;
  • анализируйте динамику показателей.
Измерить можно эффективность абсолютно всех HR-функций. Однако расчеты ради расчетов никому не нужны. Получаемые данные необходимо анализировать и использовать при разработке политики управления персоналом. Что именно необходимо измерять, зависит от того, какие цели стоят перед "оценщиками". Тем, кто только внедряет систему оценки HR-результативности, можно рекомендовать начать с измерения наиболее понятных функций: например, проанализировать скорость и качество подбора или обучения сотрудников.

Эксперты по управлению персоналом утверждают, что эффект от введения системы оценки HR-службы покрывает расходы на ее внедрение. Процедура оценки помогает менеджерам выявить и скорректировать слабые места в своей работе, а также сфокусировать внимание всего департамента на наиболее важных вопросах.  Комментарий

Наталья Ускова директор по развитию бизнеса Центра подготовки персонала "КЛАСС"

К сожалению, HR-службы в российских компаниях до сих пор находятся на "испытательном сроке". От них требуют постоянных доказательств состоятельности, рентабельности, результативности? Драматическое противоречие: HR-департамент развивает стратегический актив организации, а оценивается его деятельность с помощью методов, применимых лишь для операционных краткосрочных вложений. Может быть, дело отчасти в лицемерии, заложенном в расхожем определении "самый ценный ресурс организации". Обычно в кризисных ситуациях от части этого ресурса просто избавляются (выгоняют с работы), а вовсе не выставляют на продажу как самое дорогое.

Наша компания является провайдером тренинговых услуг; мы давно работаем на этом рынке, завоевали хорошую репутацию и можем позволить себе быть честными с заказчиком: "подсчитать" эффективность обучения нельзя! Можно осмысленно и последовательно учить хорошо подобранный персонал, ставя конкретные задачи и контролируя (а это непросто и очень дорого) их выполнение на каждом этапе. И так годами повышать стоимость этого "самого ценного актива".

Для опытных, лояльных, перспективных сотрудников можно организовать информационный канал, который будет постоянно обеспечивать их новыми знаниями (без требования немедленно перевести их в навыки). Таким образом, например, формируется управленческая культура организации. Сильная команда менеджеров, говорящих на одном языке и "воспитанных" внутри компании, конечно, стоит дороже. Но кто подсчитает насколько?

Вложение в обучение - это не операционные расходы, а инвестиции в активы компании. Их отдачу не считают каждую неделю или ежемесячно, когда тренер Пупкин провел свои звездные "Продажи". Определять экономическую пользу затрат на образование можно стратегически, рассматривая их как вклад в повышение стоимости компании. Владелец фирмы - клиента КЛАССа оценивает эффективность обучающих мероприятий следующим образом: "Пару лет назад мы провели пять стратегических сессий по теме развития инновационных направлений в нашем бизнесе. В результате открыли два новых направления, которые растут на 40% в год. Считаю, что деньги на те сессии были потрачены, мягко говоря, не зря".

Жаль только, что в совете директоров HR, образно говоря, сидит на откидном стуле и такого стратегического свободомыслия себе позволить не может. Приходится с энтузиазмом неофита играть в игры типа ROI с "широко закрытыми глазами".


Статья получена: Клерк.Ру

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Стоимостное мышление: рассчитать можно все":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Оспорить можно все и даже больше

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Налоговый кодекс предъявляет ряд требований к решениям, которые фискалы выносят по итогам проверок. Естественно, в их действиях полно нарушений. Оспорить же результаты проверки можно не только по существу претензий, но и по процессуальным оплошностям нерасторопных специалистов МНС.

» Юриспруденция и Право - 1547 - читать


Перепланировка: можно все, что не запрещено

Рассмотрим, насколько сложен процесс перепланировки в Москве. Что можно делать, а что делать нельзя? Что необходимо для проведения законной перепланировки.

» Строительство жилья - 1384 - читать


Перепланировка: можно все, что не запрещено

Рассмотрим, насколько сложен процесс перепланировки в Москве. Что можно делать, а чего делать нельзя? Что необходимо для проведения законной перепланировки?

» Технологии ремонта - 2012 - читать


Перепланировка: можно все, что не запрещено

Пока человек жив, он обустраивается - в меру своих финансовых, физических и жилищных возможностей. Тяга к комфорту неистребима и веяния рынка последних лет ее усилили, развили и предоставили жильцу новые возможности и перспективы. Сегодня редкая квартира избежала перепланировки или хотя бы частичного переустройства.

» Архитектурное проектирование - 2047 - читать


БЛИЦ-ОПРОС Осуществить можно все

1. Какое требование вы считаете основным при разработке интерьера: его функциональность, пожелания заказчика или наиболее по пулярные современные направления интерьерного дизайна? 2.

» Обустройство дома - 2016 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Стоимостное мышление: рассчитать можно все

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru