Анастасия Варечкина, Директор Департамента консультирования BKG
Компания
№ 7 (253), 24 февраля 2003г.
Любой бизнес начинается с идеи. Любая идея имеет владельца. Владелец идеи, вложив деньги, становится собственником бизнеса.
Бизнес требует эффективного управления. К сожалению, как показывает практика, собственник бизнеса нечасто бывает хорошим управляющим. Но даже если это и так, всегда наступает момент, когда нужно передать свои полномочия профессиональным управляющим.
Ситуация, в которой владелец компании занимает должность генерального директора, - проекция так называемой "германской модели" формирования капитала, - распространена в России очень широко. Но в чем заключается опасность ситуации, когда обе эти позиции занимает один человек?
Цели собственника - получение прибыли, доходность на вложенный им капитал, - строго говоря, находятся "над" текущей деятельностью в рамках бизнеса. В компетенции же топ-менеджеров - разработка путей достижения этих целей и, соответственно, ведение дел. Когда функции менеджера берет на себя владелец компании, ему приходится ставить себе задачи и контролировать их выполнение самостоятельно. Даже сугубо психологически подобное "раздвоение личности" могут реализовать только люди с исключительно развитой способностью к самоконтролю и самоанализу. Но в большинстве случаев получается так: задачи не формализуются и подаются сотрудникам в манере "ну как вы не понимаете?". Собственник-менеджер рискует перепутать ведение бизнеса и собственные предпочтения, например, заявить: "мне не нравится эта компания, и мы не будем вести с ними переговоры", несмотря на очевидные преимущества этого сотрудничества. Мотив этого поступка, - "я хозяин этой компании - неужели я не могу выбирать клиентов?" - понятен, но приносит очевидный вред бизнесу. Есть примеры, когда и стратегическое видение будущего компании менялось в зависимости от каких-либо личных обстоятельств собственника несколько раз за неделю.
В итоге компания подвержена финансовым (ничто не мешает собственнику изымать деньги для своих персональных целей) и человеческим (отношения менеджеров с владельцами зависят не от уровня компетентности, а от симпатии или антипатии) рискам.
Рассуждая здраво, собственник нанимает менеджеров для того, чтобы профессионально осуществлять бизнес-процессы, которыми он не может управлять самостоятельно. И тем не менее, слишком часто собственники-директора углубляются в детали работы своих менеджеров ("это моя компания и я должен быть осведомлен о том, что здесь происходит") и дают им детальные наставления ("это моя компания и я знаю, что для нее лучше"). В результате, собственник, фактически теряет деньги, так как подменяет компетенцию сотрудника собственной (далеко не всегда большей) - но за что тогда работник получает зарплату? И к кому предъявлять претензии в случае неудачи или ошибки?
Следствием такого чрезмерного интереса к происходящим в компании (причем на всех без исключения уровнях) процессам становится частая смена персонала и перегруженность генерального директора - владельца компании текущими вопросами: менеджеры начинают испытывать страх перед проявлением инициативы и постоянно оглядываться на мнение директора, даже если они уверены, что оно принесет компании вред.
На определенном этапе развития бизнеса задача собственника - защитить компанию от самого себя.
Это необходимо сделать для ее дальнейшего прогресса. Есть и определенные симптомы момента, когда необходимо передать полномочия профессиональному управляющему:
- вы часто меняете менеджеров и постоянно не удовлетворены их работой
- вам кажется, что никому ничего нельзя поручить, а если и можно, то это требует постоянных проверок по ходу выполнения поручения
- вы решаете массу текущих вопросов (это тревожный симптом, даже если вы получаете от этого удовольствие).
Собственник должен быть готов к тому, что общение с приглашенным топ-менеджером может быть первое время трудным - в то время как владелец "летит мыслью вперед", менеджер постоянно возвращает его к обсуждению условий и деталей, которые стоят на пути осуществления идей собственника. В России, где собственники склонны к постоянному вмешательству в процессы управления, частая смена топ-менеджеров, к сожалению, достаточно распространенное явление, - и это не зависит от практических результатов управленцев.
Решение о передаче своих функций, безусловно, дается предпринимателю нелегко. Как вариант, собственник может занимать номинальный пост в совете директоров и отвечать за какой-либо сектор деятельности, - например, осуществлять представительские функции. Безусловно, собственник имеет полное право вмешиваться в дела собственной компании, вопрос только в том, как определить направление и степень пользы (или хотя бы отсутствия вреда) от этого вмешательства. Решение этого вопроса остается за вами.
Статья получена: Клерк.Ру