Иностранные инвесторы особенно настораживаются всякий раз, когда создается впечатление, что весьма успешный совместный проект ВР в России ТНК-ВР тоже попал на линию огня налоговых инспекторов. Эта угроза вновь всплыла на прошлой неделе, когда один из самых влиятельных коммерческих судов в России отменил решение низшей судебной инстанции о снятии налоговой претензии на 150 млн долларов, относящейся к 2001 году.
Это решение может придать силу и другому требованию налоговых органов, относящемуся к 2002-2003 годам, и в последних представленных финансовых данных компании указаны соответствующие резервы на выплаты по этим потенциальным обязательствам.
Однако в этот раз фактор страха существенно ниже.
Во-первых, с момента развала ЮКОСа прошло достаточно времени, чтобы успокоить нервы. На данном этапе стало понятно, что кампания против ЮКОСа была единичным случаем сведения счетов между государством и олигархом с самыми вызывающими политическими амбициями. Другими словами, над инвесторами нет систематической угрозы экспроприации со стороны российского правительства. Одно из подтверждений тому размер налоговой претензии к ТНК-ВР. Российские власти приводят в пример это и подобные налоговые требования по отношению к другим нефтяным компаниям как доказательства того, что атака на ЮКОС не имела под собой политической основы. Однако, в отличие от дела ЮКОСа, другие требования вовсе не так смертельно опасны. При наихудшем для ТНК-ВР исходе их обязательства по налоговым недоимкам составят чуть больше 10% от их доходов в этом году при цене на нефть 70 долларов за баррель.
В то же время российский инвестиционный климат далек от совершенства. Массовая коррупция или, иначе говоря, вымогательства со стороны хищных бюрократов существует благодаря противоречивым правилам, характер которых делает абсолютное их соблюдение невозможным. К слову сказать, несмотря на многочисленные случаи вымогательств налоговыми органами у различных компаний (как правило, у наиболее уязвимых мелких компаний), администрация Путина внесла в налоговую систему значимые поправки. В результате стало целесообразнее с практической точки зрения легализовать свои доходы, облегчив себе тем самым защиту от "государственной мафии". Сейчас в российском парламенте на обсуждение вынесено новое налоговое законодательство, которое введет более жесткие ограничения на ретроспективные налоговые проверки, которые после дела ЮКОСа вызывают наибольшие опасения у фирм.
И все же во многих сферах еще слишком ощутим недостаток четких и прозрачных правил. В сфере природных ресурсов, где эффективные и полномасштабные денежные вложения все еще необходимы для дальнейшего экономического возрождения России, условия лицензий так детализированы и запутанны, что некоторые нарушения неизбежны.
Давно запланированный новый закон, регулирующий добычу углеводородных и минеральных ресурсов, призван заменить существующую систему лицензирования, контролируемую бюрократами. Однако законопроект был заблокирован, а премьер-министр Михаил Фрадков публично рассуждает о том, что Россия еще недостаточно цивилизованна для такой реформы.
ТНК-ВР находится под постоянной угрозой потери лицензии на разработку Ковыктинского месторождения в Юго-Восточной Сибири. Эти разработки имеют коммерческий смысл, если газ по трубопроводам будет направляться в соседний Китай, но "Газпром", принадлежащий государству газовый монополист, отказывается от сотрудничества. ТНК-ВР предложил "Газпрому" контрольный пакет акций месторождения, но монополисты непоколебимы. Существуют опасения, что "Газпром" ждет, когда лицензия ТНК-ВР будет отозвана и окажется у него в руках.
Т.о, судьба Кавыктинского проекта является более показательным тестом для проверки нынешнего инвестиционного климата в России, чем налоговые претензии.
Кристофер Гранвилль был британским дипломатом в России в начале 1990-х годов, ныне он является редактором онлайновой аналитической службы Trusted Sources, специализирующейся на проблемах развивающихся рынков.
Статья получена: InoPressa.ru