Если налоговики собрались проверить, соответствует ли ваша деятельность лицензионным требованиям, лучше им посодействовать. Отказ может обернуться лишением лицензии. За что аннулируется этот документ и какие требования могут предъявить инспекторы при проверке, читайте в нашей статье.
Ю. А.
Зайцева, эксперт АГ «РАДА»
Ситуация
МНС России выдало фирме лицензию на производство, хранение и поставку спиртосодержащей продукции.
Через некоторое время фирма зарегистрировала филиал. Инспекторы проверили его на соответствие лицензионным требованиям. Оказалось, что филиал осуществляет производство и оборот спиртосодержащей продукции без лицензии, так как его адрес в лицензии не значится. Инспекторы потребовали прекратить незаконное производство или же приобрести отдельную лицензию. Действие лицензии организации было временно приостановлено.
Через некоторое время чиновники решили снова проверить филиал на предмет исполнения их указаний. Однако филиал препятствовал проведению такой проверки и не пустил инспекторов на свою территорию.
Тогда налоговики обратились в арбитражный суд и потребовали аннулировать лицензию фирмы. Судьи поддержали проверяющих. Но фирма с этим не согласилась и обратилась в апелляционную инстанцию.
На этот раз судьи приняли сторону предприятия. По их мнению, проверка не имела отношения к лицензированию деятельности фирмы. К тому же инспекторы не доказали, что есть основания для аннулирования лицензии. Кроме того, они нарушили порядок проведения внеплановой проверки, поскольку фирма получила приказ о ней уже после срока, указанного для ее проведения.
Чтобы разрешить спор окончательно, налоговики обратились с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд. В жалобе они заявили, что законодательство не содержит ограничений по срокам и по периоду проведения внеплановой проверки на соответствие деятельности фирмы лицензионным требованиям. Следовательно, вручение фирме приказа с опозданием не имеет правового значения.
Решение
Решением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2003 г. № А33-16040/02-С3-Ф02-2682/03-С1 судьи удовлетворили жалобу налоговиков. Свою позицию они обосновали следующим образом.
Фирма, которая осуществляет лицензируемый вид деятельности, должна обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе беспрепятственно предоставлять необходимую информацию и документы, обеспечивать доступ к местам хранения продукции. На это указано в пункте 15 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1996 г. № 1344.
По словам налоговиков, представитель фирмы на контрольно-пропускном пункте филиала отказался пропустить их для проверки.
Лицензия на производство и оборот спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Об этом говорится в пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон о производстве). Например, сделать это они могут, если фирма воспрепятствовала проведению поверки на соответствие ее деятельности лицензионным требованиям. Учитывая, что предприятие не предоставило проверяющим возможности обследовать филиал, Федеральный арбитражный суд решил удовлетворить заявление МНС об аннулировании у фирмы лицензии.
Советы
Закон о производстве делит алкогольную продукцию на три вида: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино. К спиртным напиткам относится алкогольная продукция, произведенная с использованием этилового спирта из пищевого сырья, которое не относится к вину или пиву. Поэтому, производя водку, коньяк и ликероводочные изделия, предприятие получает одну лицензию на производство спиртных напитков и один раз уплачивает лицензионный сбор.
При оптовой торговле также нужно иметь единую лицензию на всю алкогольную продукцию, а виды ее можно не указывать. Данная деятельность (закупка, хранение и поставка) включена в понятие «оборот алкогольной продукции».
Лицензию на производство и торговлю алкогольной продукции следует получать в МНС России.
Если фирма открыла филиал или новый склад, расположенный на другой территории, она должна представить в налоговую инспекцию заявление на переоформление лицензии. К нему надо приложить следующие документы:
– заключение органов внутренних дел об оснащенности склада средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
– положительные заключения о соответствии склада санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, требованиям техники безопасности и т. д.
После проведения обследования филиала или склада налоговики переоформят лицензию и укажут в ней адреса нового помещения.
Согласно пункту 9 статьи 19 Закона о производстве, лицензия на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции выдается на три года. Хотя по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на меньший срок. Затем срок действия лицензии может быть продлен.
Налоговики могут проверять фирму на предмет соответствия лицензионным требованиям на основании распоряжения или приказа, где должен быть указан чиновник, который имеет право на проверку.
Однако любая проверка не может продолжаться дольше месяца. На это указано в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон о защите). Этот срок может быть продлен еще на месяц лишь в исключительных случаях. Например, если необходимо провести сложные исследования или экспертизы.
Отметим, что проверяющие не имеют права требовать документы, информацию и продукцию, если они не относятся к предмету проверки. Если же инспектор потребовал их на законном основании, организация обязана все предоставить. Однако изымать документы или продукцию проверяющий не имеет права. На это указывает статья 8 Закона о защите. Кроме того, он не может брать образцы продукции, выпускаемой фирмой, для проведения исследований, без оформления акта по установленной форме.
Представитель фирмы имеет право присутствовать при проверке, а также знакомиться с ее результатами и выяснять оставшиеся неясными вопросы .
По результатам проверки чиновники обязаны составить акт в двух экземплярах: для фирмы и для себя.
Обратим внимание, что приостановить действие лицензии или аннулировать ее вовсе налоговики могут только в следующих случаях:
– по решению суда на основании заявления налоговой инспекции. Это произойдет, если нарушение повлекло или могло повлечь нанесение вреда интересам и здоровью людей. Одновременно с подачей заявления в суд инспекторы приостанавливают действие лицензии до вступления в силу решения суда;
– без обращения в суд. Это возможно, если в течение трех месяцев фирма не заплатила лицензионный сбор.
Кроме того, действие лицензии может быть приостановлено, если фирма нарушает требования и условия, указанные в ней.
Налоговики обязаны дать фирме время устранить нарушения. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если через полгода организация не исправит свои нарушения, инспекторы обратятся в суд с заявлением об аннулировании лицензии, как это и произошло в рассмотренной ситуации.
Приняв решение о приостановлении или аннулировании лицензии либо о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд, инспекторы должны письменно сообщить об этом фирме. В письме они обязаны указать основания своего решения. Сделать это инспекторы должны не позднее чем через три дня после его принятия. На это указывает статья 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья получена: Клерк.Ру