Вчера стали известны подробности совместного проекта корпорации «Богдан» и ЗАО ЗАЗ по строительству автомобильного предприятия на территории России. Компании намерены инвестировать в него порядка $300 млн и наладить производство легковых автомобилей Lanos-Chevrolet, грузовиков, а также автобусов «Богдан» всех производимых на Украине модификаций.
Корпорация «Богдан» — крупнейший на Украине производитель автобусов. Входит в группу «Укрпроминвест», подконтрольную народному депутату Петру Порошенко. Объединяет 20 компаний, в частности ОАО «Луцкий автозавод», ОАО «Черкасский автобус», ООО «Богдан-Спецавтотехника» и официальных импортеров автомобилей марок Kia, Hyundai, Subaru.
«Богдан» также производит сборку автомобилей марок ВАЗ, Kia, Hyundai, Isuzu. ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ЗАЗ) — крупнейший на Украине производитель легковых автомобилей. Входит в корпорацию «Укравто», подконтрольную народному депутату Тариэлу Васадзе. Чистая прибыль ЗАЗ в 2005 году составила 37,6 млн грн, доход — 5,8 млрд грн. |
Как сообщили Ъ в корпорации «Богдан», в прошлую среду компания «Объединенные транспортные технологии», представляющая интересы «Богдана» и ЗАЗа в России, завершила сделку по покупке 50 га земли в Борском районе Нижегородской области РФ стоимостью 30,05 млн рублей ($1,1 млн). По словам директора «Объединенных транспортных технологий» Максима Каплуна, на этой площадке «Богдан» и ЗАЗ намерены построить завод по сборке легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. Компании намерены инвестировать в этот проект по $150 млн.
Примечательно, что строительство завода в России — не первый совместный проект «Богдана» и ЗАЗа. Начиная с 2003 года компании совместно производят на мощностях ЗАЗа автомобили ВАЗ 21099 и ВАЗ 21093. Пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля уточнил, что на новом заводе предполагается производить ежегодно 25 тыс. легковых автомобилей Lanos-Chevrolet, 6 тыс. автобусов всех моделей «Богдан» и 25 тыс. грузовиков и агрегатов. По словам пресс-секретаря корпорации «Укравто» Елены Махно, строительство новой промплощадки по сборке автомобилей Chevrolet полностью согласовано с генеральной стратегией развития General Motors (GM). Госпожа Махно добавила, что основными рынками сбыта продукции завода будет Россия и страны СНГ.
Если проект «Богдана» и ЗАЗа по строительству нового завода будет реализован, GM получит четвертую площадку по сборке Chevrolet в России. Сейчас сборку внедорожника Chevrolet-Niva ведет СП «GM-АвтоВАЗ"; легковые автомобили Aveo (класс В), Lacetti (С), Evanda (D) и Rezzo (мини-вэн) выпускает калининградский «Автотор». А летом GM начала строительство собственного автозавода в Петербурге для крупноузловой сборки внедорожников Captiva.
Эксперты считают выход «Богдана» и «Укравто» на российский рынок оправданным. «Емкость российского рынка автомобилей составляет более 20 миллиардов долларов, его ежегодный прирост составляет около 10—15 процентов»,- говорит эксперт компании «Миллениум Капитал» Алексей Некраса. Подобная картина наблюдается и с автобусами, а при ежегодной потребности в 100 тыс. единиц этого транспорта российские производители удовлетворяют ее только на 76%. По словам главы центра «Автомир» в Петербурге Виталия Новикова, автомобили Chevrolet демонстрируют наилучшую динамику прироста продаж в России. По данным самой GM, за I полугодие 2006 года в России было продано на 191% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2005 года (без учета Chevrolet-Niva).