Валерий Тутыхин,
"Слияния и Поглощения"
Срочно требуется креатив!
Однажды утром почтальон приносит вам в офис конверт, в котором оказывается чистый лист бумаги. Вы понимаете, что на ваше предприятие кто-то положил глаз. Потом против вас куплено определение суда – надо ехать в суд, пытаться его обжаловать. Потом соперник проводит параллельное собрание – надо опять-таки бежать в суд.
А он к тому времени провел еще одно. И еще одно. И рядом с проходной в заводоуправление стали маячить подозрительные люди – прикидывать: вылетит входная дверь от удара плечом или придется вызывать ОМОН… В какой-то момент вы понимаете, что, если будете играть по правилам противника, вы всегда будете на шаг от него отставать. А если еще он готов тратить на захват большие деньги, вам придется тратить примерно столько же, если не больше, чтобы защититься. В этой ситуации могут помочь только асимметричные решения – решения, не укладывающиеся в обычную логику корпоративного конфликта.
Итак, что такое асимметричные решения? Это удары, которых противник не ожидает. Это максимальное использование интеллекта и только потом – финансовых ресурсов. Это перевод войны на территорию противника. Это война с ним его же оружием. Это внесение разлада в ряды его воинов. Это тактика малых ударов с большим разрушением. Один партизан с динамитной шашкой способен остановить эшелон с тысячей солдат. Автор этой статьи – один из участников такого партизанского отряда, которому пришлось воевать на фронтах нефтяных, металлургических, финансовых и других корпоративных конфликтов. Материал статьи основан на личном опыте.
Так ли всемогущ административный ресурс?
Что бы ни говорили корпоративные юристы, желая преувеличить свою роль в корпоративных войнах, основным инструментом захвата российских предприятий всегда был и остается административный ресурс. Сама по себе скупка акций (как инструмент приобретения контроля) бессмысленна без дальнейшей поддержки перехвата управления предприятием со стороны государственных органов (ФСФО, суды, прокуратура и пр.), не говоря уже о более спорных методах недружественных поглощений. Поэтому, защищаясь от захвата, вы в основном защищаетесь от ангажированного противником административного ресурса и уже потом от его юристов.
Как переиграть чиновников на их же поле? Как без необходимости платить столько же, сколько захватчик, нивелировать действия административного ресурса против вашего предприятия?
Российская система государственного управления построена таким образом, что ни одно ведомство не обладает эксклюзивной юрисдикцией над корпоративными конфликтами, и, более того, функционирует по принципу перекрестного контроля. Маловероятно, что противник смог ангажировать одновременно и на должном уровне все государственные органы, которые могут повлиять на предмет конфликта.
Поэтому правило № 1: при использовании противником административного ресурса для захвата вашего бизнеса – не паниковать, а проанализировать, как на законном основании этот административный ресурс может быть нейтрализован.
Мои любимые приемы состоят в нахождении внутри ангажированной структуры отдела, занимающегося отловом оборотней (как правило, он называется управлением собственной безопасности или контрольно-ревизионным управлением) и написании туда бумаги: «А известно ли вам, что ваши люди тут принимают участие в коммерческом конфликте?» Преувеличьте цену активов, за которые идут война: не пройдет и пяти дней, как к работающему против вас сотруднику органов придет его начальник или «особист» и поинтересуется, а сколько ему причитается при такой огромной цене вопроса. А может, разговор будет о том, что нечего марать честь мундира и репутацию ведомства корпоративными подработками, – зависит от ситуации.
Второй любимый прием, который также не стоит денег, но способен сильно расстроить планы врага, мы на фирме иронично называем «письмо президенту». Состоит он в том, чтобы написать жалобы о том, что вас ангажированно душит то или иное ведомство, всем на свете: генпрокурору, директору ФСБ, даже самому президенту. Если ваша позиция чиста с правовой точки зрения, терять вам нечего (кроме своего бизнеса, если будете сидеть сложа руки). Мы однажды порекомендовали клиенту (среднего размера телекоммуникационная компания) написать такие письма для обороны от ангажированных конкурентом налоговых полицейских: не прошло и двух недель, как стали раздаваться звонки из разных ведомств с вопросами о сути конфликта. Бюрократия работает по заранее понятному регламенту: секретариат большого начальника получает письмо, расписывает его кому-то из помощников или директоров департаментов, они – в отделы и пр. До специалиста отдела письмо доходит уже обросшее двумя-тремя визами «разобраться» от начальников этого специалиста. Естественно, он видел вас и ваш бизнес понятно где, но разобраться обязан. В нашем случае со связистами реверберация от конфликта пошла так широко, что фактически заблокировала все действия полицейских. Коррупция любит тишину, поэтому – кричите громче!
Берегите финансовые потоки!
Корпоративная война против вашего бизнеса, как правило, идет на многих разных фронтах (кто-то сказал мне, что в конфликте с компанией «Илим Палп» велось более 150 судебных дел). Если вы будете с одинаковой серьезностью реагировать на все атакующие действия, у вас будут слишком распылены силы. Я советую вам выделить из всех действий захватчика только те, которые могут лишить вас контроля над финансовыми потоками вашего бизнеса, и прежде всего реагировать на них. Никогда не допускайте противника к финансовым потокам компании! Больше половины захватов начинаются на деньги захватчика, но продолжаются на деньги захватываемого предприятия. Какие действия противника могут привести к получению им доступа к финансовым потокам предприятия?
Созыв альтернативного общего собрания акционеров и как следствие назначение альтернативного исполнительного органа общества. Затем следует силовой захват офиса компании, либо новый орган начинает функционировать параллельно (выдавая доверенности, заключая сделки и пр.).
Признание по суду незаконным нахождение нынешнего исполнительного органа на своем посту и достижение договоренности с предыдущим генеральным директором о сотрудничестве в случае восстановления его в должности. Это может случиться в следующих случаях:
а) возбуждение уголовного дела в отношении генерального директора и взятие его под стражу;
б) удовлетворение ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде запрета нынешнему директору осуществлять свои полномочия до рассмотрения по существу какого-либо дела;
в) признание решений собрания, на котором избран нынешний генеральный директор, недействительным;
г) признание увольнения старого генерального директора недействительным (в том числе на основании трудового права).
Инициирование процедуры банкротства предприятия и назначение дружественного захватчику временного управляющего.
Если исполнительный орган по уставу назначается советом директоров, то получение большинства в совете директоров путем запрета неугодным захватчику директорам осуществлять свое право голоса (по различным основаниям) либо физическое воспрепятствование такому голосованию.
Если ваша группа сама только что получила контроль над предприятием, противник может задним числом использовать полномочия бывшего генерального директора для «заключения» сделок, перенаправляющих финансовые потоки предприятия на другие юридические лица.
В самом начале конфликта просмотрите приведенный выше перечень и подумайте, что вы можете сделать для того, чтобы уменьшить соответствующие риски. Если вам удастся сохранить контроль над своими финансами достаточно долгое время, вполне вероятно, что бюджет захватчика истощится быстрее. Имейте в виду, что на рынке захватов часто действуют инвестиционные компании, которые «формируют ситуацию» за свой счет, чтобы потом ее «продать» целевому инвестору. Если с вами воюет такая компания, смело навязывайте ей позиционную войну, истощающую ее финансы: брокеры-спекулянты ломаются на полпути чаще, чем конечные инвесторы.
Лучшая оборона – наступление
Если вы точно идентифицировали противника, пытающегося отнять у вас активы, иногда имеет смысл вместе с необходимыми мерами по защите предпринять некоторые контрнаступательные действия. Мы, естественно, будем рассматривать здесь только асимметричные решения, то есть такие действия, которые наносят противнику максимальный вред, не требуя при этом и десятой доли того, что противник тратит на войну с вами.
Сначала нужно провести экспресс-анализ возможных болевых точек противника. Нет в России ни единой компании, у которой отсутствует хотя бы одна проблема: свои слабые места и «скелеты в шкафу» есть у всех. Кто-то не поддерживает экологические стандарты производства, кто-то ссорится с трудовым коллективом, миноритарными акционерами, не платит, по мнению государства, достаточно налогов, непунктуально выполняет лицензионные условия при добыче сырья – мало ли что еще бывает? Из всех возможных точек давления вам нужно выбрать такие, удар по которым отвлечет, заморозит или отберет у противника максимум финансовых ресурсов. При этом, разумеется, вы будете стараться искать решения бесплатные или сопряженные с самыми минимальными затратами.
Итак, как ударить противника по самому больному месту – по его деньгам? Вот несколько методик на выбор.
Умелая работа с профсоюзом предприятия-агрессора способна вовлечь его в войну с партизанами у себя в тылу, а правильно составленные иски от работников, получивших производственные травмы на этом предприятии, при первоклассной адвокатской поддержке способны еще долго преследовать агрессора – вплоть до иностранных судов (если у него есть холдинг за границей).
Противник – публичная компания? Вашему фондовому портфелю не помешает маленький пакет его акций: юристы найдут, как заставить агрессора на своей шкуре почувствовать, что такое агрессивный миноритарий.
Противник скупает акции вашего предприятия? Заставьте его платить втридорога – пустите слух, что акции стоят гораздо дороже, публикуйте объявления в газетах (по которым нельзя дозвониться – всегда «занято»), лепите их на стены, запустите в народ «скупщиков» с пачками долларов (их основной целью будет просто ходить и сеять в народе сомнения).
Противник одной рукой давит вас в России, а другой раздает визитки потенциальным западным инвесторам? Возможно, локальная пиар-кампания по обнародованию методов, применяемых им при захвате (с упором на действия, граничащие по содержанию с уголовными составами), умерит его агрессивность и заставит объясняться. Сделайте кампанию адресной – обратитесь к тем самым инвесторам и доведите информацию до них. У противника уже есть иностранные акционеры? Поработайте с ними – возможно, для них репутация их российского партнера важнее, чем его победа любыми средствами в войне за ваш заводик. Так, при работе в одном из конфликтов нами был составлен перечень иностранных «фигур влияния» вокруг бизнеса захватчика и осуществлен прямой выход на них через наши иностранные ресурсы. Это спровоцировало серьезный пересмотр тактики российского агрессора в отношении нашего клиента.
Разумеется, давая своим юристам добро на ведение «войны без правил», нужно очень четко отдавать себе отчет в том, что контрмеры всегда должны быть адекватными в этическом отношении. Если противник воюет без правил и занимается уголовщиной, можно позволить себе потрепать его репутацию. Но если вы переусердствуете и решите ударить ниже пояса тогда, когда противник ведет себя более-менее этично, ответственность будет лежать на вас.
Немного хулиганства в пределах закона
Одного нашего клиента, владеющего небольшим, но прибыльным производством, компания-агрессор давила определениями народных судов из дальних городов, причем всякий раз на завод приходил пустой конверт, и о решении суда мы узнавали уже от приставов. Для того чтобы найти юридическому отделу фирмы-захватчика лучшее применение, мы решили немножко похулиганить и попросили своих коллег в регионах отправить из их родных мест на адрес компании-агрессора по паре пустых конвертов, при этом сымитировав в качестве отправителей народные суды. Не прошло и недели, как юридическая служба противной стороны сначала начала яростно названивать в эти самые суды, пытаясь выяснить, какие такие коварные определения были против них вынесены. Услышав, что дел против их компании в производстве не было (что только укрепило веру в то, что дело тут нечисто), часть была отправлена начальством в дальние командировки по выбранным нами для маленького хулиганства городам. Я не могу ручаться за точность предположения, но представляю, что в канцеляриях провинциальных судов с их рукописным учетом и вечной путаницей в делах представители противника провели немало волнительных минут.
Любое экономически ценное предприятие в России может быть объектом захвата, поэтому каждый бизнесмен должен быть готов к тому, что у него попытаются отобрать активы. Однако нельзя подготовиться ко всему, равно как нельзя постоянно держать наготове мешок с деньгами для оплаты возможной оборонительной войны. Поэтому поиск асимметричных, креативных решений всегда был и будет хорошей альтернативой традиционным методам защиты с уплатой традиционной для них цены.
Статья получена: Клерк.Ру