Московские власти дали добро на строительство гипермаркета в пределах третьего транспортного кольца
На территории завода им. Орджоникидзе в центре Москвы будет построен торговый центр, включающий в себя гипермаркет Auchan. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. По его словам, такой вариант полностью отвечает генплану строительства столицы и позволяет «сбалансировать интересы» города, завода и французской торговой сети.
Таким образом поставлена точка в истории, которая тянется вот уже почти 7 лет.
Еще в октябре 1998 г. вышло постановление правительства Москвы за № 778 «О строительстве многофункционального торгово-сервисного центра с гаражом-стоянкой в районе 3-го транспортного кольца», а затем ряд иных документов, предполагавших строительство в районе ул. Орджоникидзе объектов, включая гипермаркет, подземную стоянку на 2000 машино-мест. Строительство предполагалось при долевом участии города, завода и внешнего инвестора. С тех пор вопрос о том, кто и на каких условиях будет этим внешним инвестором, никак не мог решиться. В списках претендентов на участие в проекте и получение прав на долгосрочную аренду мелькали и Auchan, и Metro, но, по сообщениям СМИ, представителей французской и немецкой сетей тогда не устроили условия, предложенные московским правительством. Тем временем ситуация в малом и большом масштабе вокруг проекта менялась. Акционеры ОАО «Станкоинструментальный завод им. Орджоникидзе» (в основном менеджмент) выкупили землю под своим предприятием, а значит, их доля в проекте неизбежно должна была возрасти. Между тем крупные торговые сети проявляли все большую заинтересованность в больших торговых площадях – пространство близ МКАД уже было практически освоено, и оставалось двигаться ближе к центру. В прошлом году Auchan, до этого окружавший Москву по периферии, решился наконец открыть свой первый гипермаркет в пределах столицы (Люблино). Движение французского дискаунтера еще ближе к центру эксперты считают сколь естественным, столь и проблематичным.
«Продвижение в центр мегаполиса не очень вписывается в стратегию большинства ритейлеров, – говорит эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, – поскольку последние ориентируются на западные стандарты. В США и какой-то степени в Европе клиенты гипермаркетов заезжают в них по пути с работы домой, так как работают в городе, а живут за его пределами. В Москве тенденция субурбанизации менее выражена, соответственно, москвичи имеют мало возможности осуществлять «попутные» покупки – в гипермаркеты выезжают специально. До сих пор именно на такой стиль ритейлеры и ориентировались, хотя делаются и попытки шагнуть ближе к центру, а значит, завоевать «повседневного покупателя». Но перемещение в пределы третьего транспортного кольца сулит массу проблем – от, само собой, более высокой арендной платы до вопросов модернизации транспортной инфраструктуры. Тот же район завода им. Орджоникидзе – узкие улицы, переулки, в которых и сейчас нелегко развернуться массе машин, а ведь гипермаркет будет притягивать гораздо большее их количество. Даже строительство большого подземного паркинга решит проблему лишь отчасти. В любом случае более перспективным для центра столицы является формат супермаркетов и минимаркетов как более мобильных и легче вписывающихся в транспортную инфрастуруктуру».
«Полагаю, гипермаркет в центре Москвы – это единичный случай, – сказал RBC daily аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко, – конечно, в рамках реализации программы вывода производственных предприятий из центра правительство Москвы будет пытаться заинтересовать ритейлеров в таких вариантах, но сомневаюсь, что последние будут охотно откликаться на такие предложения. Во-первых, вывод предприятий – дело очень долгое, во-вторых, строительство и аренда огромных площадей на месте бывших заводов с учетом всевозможных дополнительных расходов – очень дорогое удовольствие».
Представители Auchan не смогли прокомментировать причины «движения к центру» своих гипермаркетов, что касается экспертов, то они полагают, что если этот проект будет успешным, то примеру французского ритейлера могут последовать конкуренты. Правда, не в массовом порядке, поскольку свободной земли в пределах ЦАО и непосредственно прилегающей территории мало, а как скоро удастся освободить площади все еще остающихся здесь предприятий – вопрос сложный. Между тем уже известно, что Auchan будет не единственным якорным арендатором центра, хотя, видимо, и самым крупным (площадь его магазина превысит 20 тыс. кв. м – самое большое торговое предприятие в условном центре столицы).
«Несмотря ни на что, движение в центр крупных торговых сетей продолжится, даже в формате гипермаркет, – считает эксперт компании «Развитие бизнес-систем» Дмитрий Иванов, – все-таки рынок не насыщен магазинами такого типа, и у ритейлеров нет другого выхода, как завоевывать новые площади – от окраин к центру. Все возникающие в таком случае проблемы, включая транспортную, в принципе решаемы. Во всяком случае столичные власти должны помочь в этом. Но и в такие «центральные» гипермаркеты вряд ли удастся завлечь «повседневного покупателя». Туда также будут выезжать с целью закупиться всем необходимым на 1-2 недели. Такова столичная специфика, которая еще не скоро изменится».
Алексей Виноградов РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU