Строительство распределительных центров для розничных сетей отчасти вынужденное, но, тем не менее, финансово выгодное решение. О том, как переход на распредцентры сказывается на прибыльности компании, корреспонденту "Бизнеса" Сергею Канунникову рассказал финансовый директор Pyaterochka Holding Виталий Подольский.
- Сеть "Перекресток", входящая в Pyaterochka Holding, первой построила распредцентр (РЦ) в Москве, а недавно объявила о планах открывать несколько РЦ в регионах.
Почему вы придаете такое значение развитию логистических центров?
- Для обеих сетей, входящих в Pyaterochka Holding,- супермаркетов "Перекресток" и дискаунтеров "Пятерочка",- это жизненно важно с точки зрения конкуренции и развития технологии торговли.
Например, полтора года назад "Перекресток" стал активно проводить перманентные промоакции. Одно из условий их эффективности - наличие промотируемого товара в одно время во всех магазинах сети. Прямые поставки от производителя гарантируют присутствие товара в лучшем случае в 70% магазинов. И чем больше точек продаж, тем труднее поставщику в заданный день обеспечить доставку товара по всей сети. Когда такие акции проводятся постоянно, наличие РЦ становится жизненно необходимым, чтобы обеспечивать наличие промоассортимента.
Вторая причина, по которой необходим РЦ,- развитие собственной торговой марки (СТМ). Скажем, сок СТМ заказывается на одном заводе, при этом он должен быть на полках всех магазинов во всех регионах. Без единого логистического центра этого было бы сложно добиться, потому что магазины сети, не имеющей централизованной логистики, в разных регионах вынуждены работать с разными поставщиками.
Третья - увеличение в ассортименте доли категории non-food. Значительная часть этого ассортимента - сезонные товары. Для них необходима накопительная база, роль которой играет РЦ.
- Ритейлеры, отказавшиеся от строительства РЦ, аргументируют свой отказ необходимостью больших инвестиций.
Сопоставимы ли вложения в РЦ с выгодами централизованной логистики?
- Мы рассматриваем РЦ как центр прибыли. Во-первых, если мы избавляем поставщика от необходимости развозить свой товар в сотню наших магазинов (он привозит только в РЦ), значит, мы резко сокращаем его издержки на логистику. Естественно, мы ожидаем, что в ответ поставщик будет оплачивать услуги нашей централизованной логистики. У многих глобальных сетей такие бонусы поставщиков вносят значимый финансовый вклад в прибыль компаний.
Как я уже сказал, прямые поставки обеспечивают представленность товара только в 70% точек, тогда как РЦ - в 96-97%. А 5% availability (наличие товара на полках)- это 1% в объеме продаж. Очевидно, что и в плане увеличения продаж наличие РЦ эффективнее прямых поставок.
Помимо этого РЦ помогает сократить издержки по всей цепочке товародвижения. Если доля ассортимента, проходящего через РЦ, дойдет до 70-80%, количество персонала в магазинах можно сократить на 15%. Плюс сократятся документооборот, автопарк, количество дебаркадеров и т. д.
- Считаете ли вы, что наличие РЦ - обязательное условие для сохранения конкурентоспособности?
- В ритейле нет фактора, гарантирующего выживание компании. Ведь сейчас на низкоконкурентном отечественном рынке без РЦ позволяют себе работать даже крупные сети. Но через 10 лет ситуация изменится. Я не представляю, как по мере ужесточения ценовой конкуренции будут выживать сети, не имеющие централизованной системы поставок.
Ведь централизованная логистика повышает прибыль сети на 1-2%, что для индустрии, работающей с маржей 2-3%,- колоссальная цифра.
- В начале 2006 года вы говорили о планах строительства "Перекрестком" РЦ в нескольких регионах. Изменились ли планы после объединения "Перекрестка" и "Пятерочки"?
- Сейчас идет анализ концепции развития логистики объединенной компании. Определенно можно говорить, что логистика обоих операторов будет объединяться в единую систему, так как не существует "специальных" логистик: отдельно для супермаркетов, отдельно для дискаунтеров. Правда, для этого необходимо объединить все магазины в единую информационную систему. Это займет много времени.
Объединение скорректировало планы строительства. Например, "Перекресток" планировал строить РЦ в Петербурге. После объединения в этом нет необходимости, так как "Пятерочка" уже строит там центр, и размеры площадки позволяют расширить его с учетом потребностей петербургского "Перекрестка". Что касается строительства РЦ в других регионах, то эти планы остаются в силе.
Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU