По прогнозам экспертов обеих столиц, рентабельность бизнеса по эксплуатации коммерческой недвижимости, то есть по ее техническому и организационному обслуживанию, в ближайший год будет расти, потому что этот рынок в России только формируется. Как только конкуренция обслуживающих компаний станет заметной, можно ожидать падения рентабельности этих услуг как в Петербурге, так и в Москве. В ситуации выбора собственники коммерческой недвижимости предпочтут услуги по более выгодной для себя цене. А это значит, что участники рынка начнут демпинговать.
Кроме того, на первый план выйдет качество услуг, и эксплуатирующим организациям придется уделять этому больше внимания, обслуживая своих клиентов.
Игра без правил
Ускорить формирование рынка технического обслуживания коммерческой недвижимости может появление федеральных стандартов в этой области. Сейчас здесь не существует общих правил игры, а российская система стандартизации обошла стороной подобные услуги. В связи с этим владельцы объектов опасаются обращаться к сторонним компаниям и в 90% случаев предпочитают создавать свои фирмы по обслуживанию зданий, закрывая глаза на качество оказываемых ими услуг.
Однако нет сомнений в том, что число объектов, к управлению которыми приглашают специалистов, растет с каждым годом. И предпочтение владельцы коммерческой недвижимости все чаще отдают эксплуатирующим компаниям со штатом высококвалифицированного персонала и опытом работы в этой сфере, с западным подходом к управлению и с хорошей репутацией.
Если на рынке консалтинга в области коммерческой недвижимости в Петербурге уже появились московские компании, то рынок эксплуатационных услуг москвичи еще не освоили. Можно предположить, что в 2007–2008 годах в Северной столице ожидается настоящий бум на рынке эксплуатации. Именно в это время и следует ожидать массовый приход в Петербург крупных игроков из Москвы.
Западные компании, в частности «Питер Дусманн», появились в Петербурге пока только на рынке обслуживания жилых домов. Но приход иностранных компаний на рынок эксплуатации коммерческой недвижимости — дело времени. С одной стороны, наличие четких стандартов в данной сфере поставит иностранцев выше российских компаний, деятельность которых не может похвастаться тем же. С другой стороны, иностранные стандарты придется адаптировать к российской действительности, что потребует времени и сил.
Сегодня на рынке эксплуатации коммерческой недвижимости в Москве работает порядка 50–60 компаний, из них десять крупных, а в Петербурге — 20–30 компаний, а из них крупных — четыре.
Без опыта не входить
Выйти на рынок обслуживания коммерческой недвижимости на первый взгляд просто. Специалисты оценивают входной ценз в относительно невысокую для данного сегмента сумму — 20 тыс. долл. Правда, уточняют, что новоиспеченная компания к моменту своего появления уже должна иметь договор на эксплуатацию объекта — офисного или торгового центра площадью порядка десяти тысяч квадратных метров.
Практически нереально занять место на рынке, не имея опыта работы. Большинство компаний, оказывающих сегодня эксплуатационные услуги, начинали как службы, созданные владельцами недвижимости для своих объектов. Но даже эти компании будут воспринимать серьезно только в том случае, если они проработали пять лет и более. Столь жесткие требования объясняются тем, что отсутствие опыта приводит к серьезным финансовым потерям.
Годовой оборот компании, обслуживающей объект коммерческой недвижимости площадью десять тысяч квадратных метров, составляет, по оценкам «Бекара», порядка 300 тыс. долл. Срок окупаемости при этом всего лишь год.
Риски велики
Тем не менее даже для профессиональной фирмы риски достаточно велики. Поэтому важно не столько выйти на рынок, имея в арсенале обслуживание одного-двух объектов, сколько стать сетевой компанией. Это означает наличие договоров с более чем пятью собственникам и автоматизацию работы, но прежде всего наличие своих стандартов, профессиональной команды, которая постоянно повышает свою квалификацию, специального soft и т. д. Именно за такими компаниями будущее.
Между тем все участники рынка сходятся во мнении, что у новичков, вышедших из профессиональной среды, сейчас есть шанс: они могут воспользоваться как позитивным, так и негативным опытом первопроходцев и не допускать их ошибок.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU