В Москве на фоне замершего роста цен на жилье стремительно дорожают гаражи. Стоимость 1 кв.м железобетонной коробки уже сравнялась, а кое-где и превзошла цену 1 кв.м в хорошей новостройке. И если еще год назад власти города называли минимальной цену $2000 за машино-место, то сегодня речь идет уже минимум о $5000. В "чудесах" гаражной экономики попытался разобраться корреспондент "Известий" Анатолий ГУСЕВ, задав вопросы заместителю руководителя департамента градостроительной политики развития и реконструкции города Москвы Константину КОРОЛЕВСКОМУ.
Известия: Год назад в интервью "Известиям", презентуя городскую программу «Народный гараж», вы оценили минимальную стоимость машино-места в таком гараже в $1500-2000.
Сегодня, став заместителем главы стройкомплекса, говорите, что эта цена не может быть ниже $5000. С чего вдруг такой гигантский рост за год?
Константин Королевский: За текущий год только цены на металл выросли более чем на 30%. Выросла и зарплата рабочих минимум на 15% - это все входит в себестоимость строительства, которая на самом деле не так уж высока. Строительство места в многоэтажном гараже манежного типа стоит до $5000, в боксовом - $7000-8000, а в подземном гараже меньше чем за $17 000 машино-место мы не построим. К этим суммам надо прибавить инвестиционную себестоимость, то есть те деньги, которые инвестор отдает городу по итогам конкурса. Это еще примерно 20% стоимости строительства. Плюс проценты по кредиту, который берет инвестор на строительство, и его чистая прибыль.
(Судя по приведенным цифрам, стоимость машино-места должна была возрасти максимум на 30%, а выросла минимум на 70% -смотрите комментарий экономиста. - "Известия")
Известия: Сегодня средняя цена машино-места в хорошем гараже - $30 000. Легко посчитать, что при стандартном размере машино-места 3х6 метров стоимость 1 кв.м в гараже приближается к $2000. Но это даже больше средней стоимости 1 кв.м жилья. Причем как раз за минувший год цены на жилье практически не поднимались, а цены на гаражи выросли на десятки процентов. За счет чего?
Королевский: Вы неправильно считаете. Средняя площадь места в гараже - более 40 кв.м. Сюда входит не только клочок асфальта, где стоит машина, но и площадь проездов, пандусов и служебных помещений. При таком раскладе получается, что 1 кв.м стоит около $500. Когда мы говорим о теплом боксовом гараже, то это уже не кажется таким заоблачным.
(Подозреваем, что здесь интервьюируемый не совсем корректен. Читайте комментарий специалиста -риэлтора. - "Известия")
Известия: Какие гаражи пользуются наибольшим спросом в Москве?
Королевский: Чем богаче покупатель, тем меньше у него претензий: чтобы гараж охранялся да машина была защищена от неблагоприятных погодных условий. Например, в Митине в 2000 году мы построили рядом два гаража: один легкой конструкции, а второй - утепленный, боксового типа. Место в первом стоило $2500, а во втором - около $10 000. Парадокс, но места в теплом гараже были проданы еще до приема его госкомиссией, а в дешевом даже через два года после сдачи продали не более 10%.
Известия: Понятно, вы делаете ставку на богатых покупателей. А что делать тем людям, которые не могут себе позволить купить место в гараже за $10 000? Точнее, сейчас уже за $20 000?
Королевский: Можно обратиться в банк и оформить ипотечный кредит. Можно найти гараж в более дешевом исполнении и соответственно по более низкой цене или же за пределами Садового кольца. Владельцам недорогих авто мы адресуем программу «Народный гараж». Суть ее проста: жители создают инициативную группу, которая сама предлагает возможные места строительства гаража, затем направляет документы в префектуру. После получения положительного заключения от районного архитектора вместе с жителями решается вопрос, какой гараж они хотят построить, и начинается разработка ИРД (исходно-разрешительной документации). Потом жители вместе с городским заказчиком сами выбирают, кто будет строить их гараж и за какие деньги. Сейчас по заявкам инициативных групп москвичей уже отобрано 47 участков, идет разработка ИРД, и первые комплекты документов мы получим уже в I квартале будущего года.
Известия: Как я понял, именно говоря о "народном гараже", вы приводите минимальную цену машино-места $5000. Для владельцев отечественных машин она все равно заоблачна.
Королевский: Если люди смогут найти строителей, которые построят им дешевле, значит, будет дешевле. Но надо понимать, что рядом с элитным жильем, например, о «народном гараже» говорить не приходится. В таких местах нужно искать инвестора, а полученные от него деньги пускать на строительство гаражей при муниципальном жилье и организацию перехватывающих парковок.
Известия: Сколько стоят гаражи за рубежом?
Королевский: В несколько раз дороже. В том же Нью-Йорке на Манхэттене купить место в гараже практически невозможно. А если его и продадут, то не меньше чем за $100 000.
Известия: Для развития программы гаражного строительства город начал активно избавляться от плоскостных стоянок и гаражных кооперативов. Что делать людям, которые раньше ставили там свои машины?
Королевский: Сейчас в Москве 7000 плоскостных стоянок. На первом этапе мы выбрали из них 700. Это те места, где Институт генплана разрешил строить многоэтажные гаражи-стоянки. 400 из них уже включены в городскую программу гаражного строительства до 2007 года. Чтобы учесть интересы людей, оставляющих свои машины на этих стоянках, правительство Москвы выпустило постановление № 110 ПП от 2 марта 2004 года. Согласно этому документу любой автовладелец может взять место в новом паркинге в аренду у города по муниципальным расценкам. Также он может доплатить и выкупить это место.
Известия: В Москве немало территорий, где соорудить гараж уже просто физически невозможно. Например, на Новом Арбате.
Королевский: Решение найти можно всегда. На том же Новом Арбате под Новоарбатским гастрономом есть огромные складские помещения и целая подземная улица. Изменив функциональное назначение, эти склады спокойно можно использовать для временного размещения машин. Например, под всем проспектом Академика Сахарова мы планируем построить огромный гараж-стоянку. По нашим расчетам, там может поместиться более 600 машин. А вообще, практически все площади Москвы сейчас прорабатываются на предмет строительства под ними гаражей-стоянок.
Известия: Изменились ли Строительные нормы и правила для строительства гаражей?
Королевский: Раньше в зависимости от машиноемкости гаража и от существующей застройки разрывы между жилым домом и гаражом были от 25 до 100 метров. Сейчас можно рассчитывать степень близости гаража к жилью в каждом случае отдельно. Для этого в гаражах ставятся различные очистительные системы. В частности, гаражи дополнительно оснащают специальными кассетными дожигателями выхлопных газов. Вредных выхлопов становится меньше, и мы можем тем самым сократить расстояние между гаражом и домом.
Типы гаражей в Москве и их себестоимость, по расчетам мэрии:
Наземный манежного типа - $5000 за машино-место
Наземный боксовый - $7000
Обвалованный - до $8000
Наземный, теплый боксового типа - до $10 000
Механизированный - до $10 000
Подземный - от $14 000 до 18 000
Сколько могут стоить гаражи
Экономист Сергей Дымов: "Такой рост цен инфляцией не объяснить"
- Расчет роста себестоимости строительства гаражей в Москве, приведенный в статье, не совсем корректен. Даже если допустить, что в себестоимость строительства включены всего две составляющие - стройматериалы и зарплата рабочих, то рост цен с $2.5-3 тыс. за машиноместо до $5-5.5 тыс. не реален. Если цены на железобетон выросли на 30%, а зарплата рабочих за 9 месяцев текущего года увеличилась на 15%, то общий рост себестоимости гаражного строительства должен был составить 25-30 %. Тогда себестоимость гаража составляла бы примерно $3.8 тысячи. Но она, по словам представителя стройкомплекса, выросла до $5-5.5 тыс., то есть минимум на 70%. Инфляцией этого не объяснить. Проценты по банковским кредитам в этом году только падали, поэтому, наверное, возросла или инвестиционная составляющая или какие-то "черные" выплаты, не учтенные в "белой" схеме.
Риэлтор Тимур Зыков: "На цену влияет конъюнктура рынка"
Цена квадратного метра квартиры, как и цена квадратного метра гаража, включает в себя строительство общедомовых коммуникаций, чердаков, подвалов, лестниц и инженерных сооружений. В качестве примера можно привести разницу цен за квадратный метр в элитном жилье и домах эконом-класса. Элитное жилье стоит дороже в частности из-за того, что общедомовых пространств там намного больше, а коммуникации стоят дороже. При этом не секрет, что сегодня в Москве квартиры продаются в 2-3 раза дороже себестоимости - на их цену влияет не столько себестоимость строительства, сколько конъюнктура рынка. Сейчас дефицита квартир в Москве нет. Поэтому цены на них больше и не растут. Гаражей в Москве не хватает, соответственно спрос на них больше, и цены растут.
Анатолий Гусев Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU