В прошлом году в большинстве европейских столиц было зафиксировано снижение доходности гостиничного бизнеса - в среднем на 2,9 процента. Существенно снизились средняя цена продажи номера и заполняемость гостиниц. В отличие от "перегретого" гостиничного рынка Европы московский рынок отелей только набирает обороты. В столице реализуется несколько проектов международного качества, разрабатывается ряд муниципальных программ по увеличению номерного фонда.
По уровню годового дохода на гостиничный номер Москва считается одним из сильнейших рынков в Европе.
По данным исследований HotelBenchmark компании Deloitte, в 2003 году доход на номер в гостиницах международного класса вырос на 17% и составил 97 долларов. Одним из очевидных показателей является загрузка номеров: чем она выше, тем больше спрос на гостиничные номера. Процент загрузки номеров на московском рынке высококлассных гостиниц в настоящее время составляет 67%, что на 4% выше, чем в 2002 году.
Однако, по мнению специалистов консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, даже такие оптимистичные показатели не оправдывают бессистемное гостиничное строительство, которое ведется в городе. "Городские власти должны жестко регулировать поступление на рынок новых гостиниц (в частности, в сегменте дорогих гостиниц), устанавливая точные даты завершения строительства и не допуская единовременного открытия сразу нескольких проектов одного класса", - отмечается в обзоре рынка гостиниц, подготовленном этой компанией.
Если Москва не будет придерживаться стратегии тщательного планирования, то ее может ожидать участь Варшавы, где уровень загрузки номеров сегодня составляет менее 45 процентов. Здесь образовался переизбыток предложений гостиниц уровня "четыре звезды" и "пять звезд". Похожая ситуация наблюдается и в ряде других европейских городов. Властям некоторых из них приходится обращаться к таким непопулярным мерам, как полный запрет на строительство новых гостиниц.
При этом эксперты Jones Lang LaSalle делают оговорку: появление сразу нескольких новых гостиниц необязательно негативно отразится на бизнесе уже существующих отелей. Такие бренды, как Four Seasons или Ritz Carlton предлагают несравненно более высокий уровень сервиса (разумеется, при более высокой цене на номер), чем существующие гостиницы. Следовательно, появление на рынке одной или двух гостиниц вышеуказанных брендов вряд ли повлияет на благополучие более старых гостиниц. Что касается традиционных гостиниц категорий "четыре звезды" и "пять звезд", то здесь стратегией успеха станет позиционирование объекта по уникальному признаку. Специалисты приводят в пример "Ле Меридиен Москоу Кантри Клаб" - гостиницу, имеющую единственное в России 18-луночное поле для гольфа. В качестве альтернативы, практически гарантирующей успех нового проекта, они предлагают также рассматривать вариант конгресс-отеля, где будет предлагаться несколько тысяч квадратных метров площадей для проведения конференций, конгрессов и прочих мероприятий. Кстати, следует отметить, что в прошлом году наибольшие потери понес именно верхний сегмент гостиничного рынка Европы - сети пятизвездочных отелей, которые не успели вовремя "перестроиться". В то же время гибкая ценовая политика позволила отелям более низкой категории ("четыре звезды" и "три звезды") минимизировать убытки. В том числе и за счет более активного использования нестандартных маркетинговых ходов для привлечения новых клиентов.
О Золотом кольце Москвы узнали в Каннах
В марте в Каннах прошла международная специализированная выставка MIPIM-2004, ставшая местом ежегодных деловых встреч специалистов в области недвижимости, инвесторов, банков, руководителей городов, муниципалитетов и региональных объединений, а также мультинациональных компаний. Количество профессиональных посетителей выставки MIPIM-2004 превысило 15000 человек, представлявших 612 компаний, включая около 4000 активных участников инвестиционных проектов. В работе выставки приняло участие более 2000 экспонентов, представлявших 68 стран мира. Ход работы выставки в 2004 году освещали более 400 журналистов из 28 стран мира.
В работе выставки приняла участие объединенная делегация Москвы, которую возглавлял заместитель мэра в Правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе. На экспозиции "Москва: инвестиции в гостеприимство" были представлены инвестиционные проекты туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", проекты строительства и развития предприятий гостиничной отрасли Москвы, включая инвестиционные проекты реконструкции многокорпусных гостиниц постройки 1950-х годов, других проектов развития гостиничной и туристской инфраструктуры. Большое внимание участников выставки привлекла подготовленная и проведенная в конференц-зале "Дворца фестивалей" российской делегацией конференция "Инвестиционные возможности гостинично-туристского комплекса Москвы".
Илья Ступин Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU