Сейчас в работе находятся три проекта складской недвижимости.
Реализует их компания “Евразия логистик” (“дочка” ИПГ “Евразия”). В Домодедово, где компания приобрела 263 га земли, будет построено около 1,1 млн кв. м складов, офисов и технических площадей. Объем инвестиций, по оценке участников рынка, составляет $600-700 млн. Еще два логистических парка будут построены в Санкт-Петербурге (“Колпино” на 680 000 кв. м) и Екатеринбурге (“Пышма” на 246 000 кв. м). Строительство проекта в Екатеринбурге началось в сентябре, а к возведению питерского комплекса приступят в декабре.
По словам гендиректора “Евразия логистик” Александра Волкова, компания планирует построить еще 11 логистических комплексов класса А в городах-миллионниках Ростове-на-Дону, Омске, Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде и Киеве. До 2010 г. будут построены комплексы также в Казани, Краснодаре, Новосибирске, Иркутске и т. д. Площадь каждого из этих комплексов составит предположительно 250 000 кв. м. Информацию о проектах подтвердили в компании Knight Frank, которая консультирует “Евразию логистик”.
По словам Виктора Афанасенко, заместителя директора департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank, московский и питерский объекты на сегодняшний день являются самыми крупными в своих регионах.
Объем инвестиций и схему финансирования в “Евразии” не комментируют. По словам Афанасенко, стоимость строительства складского помещения сейчас составляет $600 за 1 кв. м, т. е. “Евразии” придется инвестировать $2,8 млрд. С этим согласна и Регина Лочмеле, руководитель отдела аналитики офисной и индустриальной недвижимости компании Colliers International, которая говорит о $2,8-3,3 млрд. А еще один участник рынка уточнил, что с учетом покупки участков “Евразии” придется потратить до $5 млрд. По словам Лочмеле, при сегодняшнем ажиотаже качественные складские помещения будут однозначно востребованы на рынке. С этим согласен и Игорь Егоров, консультант отдела складских и индустриальных помещений Jones Lang LaSalle, который говорит, что в регионах существует неудовлетворенный спрос на складские помещения класса А. Если брать, к примеру, Петербург, то там предложение складских комплексов класса А составляет всего 3% (класса B — 8%, а класса С — 89%), говорит Афанасенко. “В поле зрения попали даже регионы, которые ранее сетевыми девелоперами даже не рассматривались”, — добавляет он.
Впрочем, по словам Лочмеле, уже в ближайшие два года регионы начнут активно застраивать и после 2008 г. рынок внесет коррективы в планы “Евразии”, так как может наступить насыщение логистическими помещениями. В связи с этим имеет смысл развивать эти проекты фазами.
Из крупных компаний, которые развивают сети складских помещений, участники рынка назвали компанию MLP, которая вложит в строительство складов в Москве, Петербурге и Новосибирске почти $350 млн. Кроме того, о планах построить сеть складов заявил британский фонд Raven Russia. Вместе с группой компаний “Авалон” англичане собираются построить в крупных городах России и стран СНГ около 1 млн кв. м складских помещений общей стоимостью около $775 млн.
Антон Филатов Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU