На российском рынке недвижимости все чаще мелькает словосочетание “интеллектуальный офис”. Без этого компонента сложно представить слоганы и рекламные ролики некоторых строительных компаний, и кажется, что без него описание московской коммерческой недвижимости станет неполным.
Внедрение автоматизированных методов управления системами жизнеобеспечения в офисные центры, по оценкам экспертов, приводит к сокращению штата эксплуатационной службы, значительной экономии ресурсов и повышению уровня безопасности. В результате огромные расходы на интеллектуализацию офисов, которые подчас могут составлять до 50% стоимости проекта, окупятся уже через пять лет и начнут приносить дивиденды.
В каждом таком здании существует несколько уровней доступа.
Добраться до последнего, главного уровня могут только руководство компании — владельца здания, диспетчер и иногда служба безопасности. Сочетание этого принципа со строгой иерархичностью большинства корпораций приводит к тому, что рядовой работник “интеллектуального офиса” оказывается заложником обязательной централизации.
Обычно недовольство продвинутыми системами вызывает то, что в “умных зданиях” не открываются окна, а следовательно, проблемы климат-контроля приходится решать иными способами. К примеру, сотрудникам штаб-квартиры ТНК-ВР необходимо подать заявку на изменение температуры своему начальнику, который, в свою очередь, если захочет, отсылает ее диспетчеру. Процесс решения этой в действительности незначительной проблемы может затянуться на несколько часов.
С аналогичными сложностями могут столкнуться и арендаторы офисных помещений, в случае если центр не принадлежит целиком одной крупной корпорации и в здании работает несколько более мелких компаний, как, например, в деловом центре “Царев сад” на Софийской набережной. Очевидно, что необходимость постоянного контакта со службой владельца здания превращает предполагаемое удобство в обязательное неудобство.
Разработчики автоматизированных систем управления офисными центрами смотрят в будущее с оптимизмом. По их мнению, дело не в несовершенстве технологического принципа, а в недостаточном уровне подготовки сотрудников офиса. Во многих западных офисных центрах установлены аналогичные системы, однако возможность управления есть у каждого сотрудника, который может просто запустить программу на своем рабочем компьютере и изменить нужные параметры.
Задуманная для оптимизации работы система отлично справляется с загородными домами и функционирует в секторе жилой недвижимости, но подчас ограничивает работу в секторе коммерческой недвижимости. Однако девелоперы не отказываются “от интеллектуальных офисов”, и в Москве каждый год появляется не одно “интеллектуальное здание” со множеством недовольных климатическими условиями своей работы сотрудников.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU