Город, заполняющийся новыми автомобилями чуть ли не быстрее, нежели новыми людьми, стал остро нуждаться в местах временного хранения автотранспорта. Улицы и переулки заполоняют притирающиеся друг к другу машины, и, пожалуй, нет такого автолюбителя, который бы стал отрицать необходимость гаража. Для того чтобы решить этот вопрос, правительство Москвы принимает социально ориентированные программы и увеличивает темпы строительства. Однако достаточно ли этого для миллионного мегаполиса?
Новое строительство
Темпы гаражного строительства растут и вполне сопоставимы с объемами жилищного строительства.
Однако даже при таких темпах город не успевает обеспечить основную часть автомобилистов гаражами – и это притом что в прошлом году плановый показатель сдачи машино-мест был даже превышен (в эксплуатацию введено 87 792 м/м). В Департаменте градостроительства г. Москвы указывают, что на этот год сформированы адресные перечни уже на 100 598 машино-мест, на следующий – 107 752 машино-места. Основную часть программы предполагается реализовывать за счет инвесторов, привлеченных на конкурсной основе.
Одним из возможных решений проблемы хранения автотранспорта стало принятие программы «Народный гараж», осуществляющейся в соответствии с утвержденным постановлением правительства Москвы от 08.11.2005 года. Основывается эта программа на привлечении средств жителей еще на этапе строительства гаражей-стоянок. При этом после введения в эксплуатацию каждый участник получает права собственности на эти гаражи. На сегодняшний момент в рамках этой программы уже активно ведется работа.
Где будут располагаться новые гаражи, стало известно в конце прошлого года, когда постановлением правительства Москвы от 04.10.2005 № 767-ПП «О размещении гаражей-стоянок для временного хранения автотранспорта» был утвержден базовый адресный перечень участков под гаражи. По 33 объектам определены проектные организации, отобранные по результатам проведенного конкурса. Они уже занимаются разработкой проектной документации, которая должна завершиться к августу-сентябрю этого года. Сдача объектов заявлена на декабрь-январь.
Народный гараж
Автомобилисты, как и городские власти, возлагают большие надежды на новую программу, основной целью которой стало снижение себестоимости гаражей, стоимость которых в коммерческом варианте стала сравнима со стоимостью квартир. Взамен «ракушек» владельцам машин было необходимо предоставить что-то если не столь же доступное, то хотя бы как-то сопоставимое, и, возможно, этим решением станет постепенное вложение денег в незаконченное строительство.
Стать участником программы достаточно легко, как рассказывают в Департаменте градостроительства. Для этого нужно обратиться в управу района, на территории которого идет строительство в рамках этой программы. ГУП «Управление гаражного строительства» заключит договор с участником. Будет определен график платежей, являющийся неотъемлемой частью договора долевого участия.
Однако привычных льгот, традиционно предоставляемых городом, здесь не предусмотрено. Льгот вообще как таковых здесь нет, поскольку программа изначально считается социально направленной, реализует стоянки по себестоимости и привлекает средства граждан на бесконкурсной основе. Коммунальные услуги будут определяться эксплуатирующей организацией после сдачи объекта в эксплуатацию.
В себестоимость гаража включаются предпроектные, проектные и строительно-монтажные работы, а также процент бюджетного кредита. Кроме этого, не нужно забывать и о стоимости строительных материалов, цены на которые постоянно растут. Полная стоимость определяется после составления и утверждения всей сметной документации, однако в любом случае она ниже.
Какие конкретно гаражи строить – решается с учетом мнения жителей. На выбор могут быть предложены разные типы: холодный или теплый, продуваемый, манежный или боксовый.
Центральный вопрос
Особенно остро вопрос с гаражным строительством стоит в центре города. Машины – как проживающих здесь граждан, так и приезжающих на работу – обеспечены гаражами всего на 20-30 процентов. А это значит, что подавляющее большинство автомобилей преграждает либо пешеходные дороги, либо затрудняет и без того непростой проезд транспорта днем.
Сейчас все офисные здания, возводимые в центре, должны иметь подземные парковки. Однако это только частично решает проблему. К 2007 году около 60 % всех машин в центре должны быть обеспечены автостоянками.
Эта проблема будет решаться за счет строительства подземных гаражей. Участки под Бульварным кольцом, Тверской, центральными площадями сейчас находятся на стадии проработки. Всего «подземки» предложат около 15 000 машино-мест.
Уже в конце июня должна быть введена в эксплуатацию первоочередная «перехватывающая» встроенная автостоянка на пл. Гагарина на 638 машино-мест. Подбираются участки для гаражей над тоннелями Садового кольца, сейчас по четырем из них ведется разработка документации.
Увеличение строительства объясняется резко увеличившимися потребностями и поддерживается ужесточенными нормами гаражного строительства, которые предполагают наличие 330 машино-мест на тысячу граждан (в отличие от предыдущей нормы – 210 машино-мест). Всего в рамках целевой программы 2005–2007 года в Москве планируется сдать 330 тысяч машино-мест, что составляет более шести миллионов кв. м площади.
Надежда Двоскина Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU