На сегодняшний день обеспеченность москвичей гаражами составляет менее 40%. По уверениям московских властей, в течение ближайших трех–пяти лет они увеличат эту цифру до 70%, что позволит приблизиться к европейским показателям.
Однако ситуация с обеспеченностью машиноместами и их стоимостью в различных районах города крайне неоднородна. Реальны ли планы города в области строительства новых многоэтажных гаражей и сможет ли их выполнение снизить цены на «квартиры для авто»?
Центральный административный округ
В этом округе «гаражный вопрос» стоит наиболее остро: зарегистрировано 170 тыс.
автомобилей, а организованных машиномест существует всего 43 тыс. Поэтому место для стоянки удается найти только каждому четвертому автомобилю. Остальным трем четвертям машин — по округу это составляет почти 130 тыс. «легковушек» — приходится ютиться на проезжей части, тротуарах и газонах.
Наиболее благополучная по ЦАО ситуация на сегодняшний день в районах Якиманка (45% обеспеченности автоместами) и Арбат (43%), а наиболее «проблемные» районы — Замоскворечье (12%) и Хамовники (19%).
Принятая целевая программа гаражного строительства (далее — целевая программа) предполагает, что в ближайшие три года в центре столицы будет построено 43 тыс. машиномест и на 26 тыс. машиномест предоставлены участки, которые будут включены в разработку дополнительно. Так что можно надеяться, что к концу 2007 года уровень обеспеченности машиноместами в округе поднимется как минимум до 50%, а при успешном освоении дополнительных участков под гаражное строительство — до 61,5% существующей на сегодняшний день потребности.
Учитывая, что уровень ежегодного прироста автопарка столицы составляет 18%, можно предположить, что обеспеченность машиноместами составит от 30,4 до 39,6% — это в любом случае превысит сегодняшний уровень.
Северо-Западный административный округ
Северо-Запад лидирует среди административных округов Москвы: на зарегистрированные здесь 154 тыс. автомобилей приходится 70 тыс. организованных стояночных мест. В итоге уровень обеспеченности машиноместами в СЗАО составляет рекордную для Москвы цифру — 47,8%.
Наиболее благоприятно для автовладельцев складывается ситуация в таких районах, как Щукино (67,6%) и Хорошево-Мневники (57,9%). Даже в районах с наиболее сложной ситуацией по округу — Покровское-Стрешнево (20,8%) и Северное Тушино (34,7%) — уровень обеспеченности машиноместами на общемосковском фоне не выглядит катастрофическим.
Предполагаемое целевой программой строительство 23 тыс. стояночных мест на территории округа может поднять уровень до 63,5% существующей на сегодняшний день потребности. В то же время к концу 2007 года уровень обеспеченности, с учетом новоприобретенных автомобилей, может опуститься до 39%.
Юго-Западный административный округ
Этот округ занимает второе место: для «прописанных» здесь 270 тыс. автомобилей имеется 123 тыс. организованных стояночных мест — уровень обеспеченности машиноместами в этом округе составляет 45,9%. Лидирующие позиции занимают районы Теплый Стан (70%), Обручевский и Ясенево (57 и 56% соответственно). Наиболее сложная ситуация в Котловке (29%) и Гагаринском районе (30%).
Ожидаемое строительство 33,6 тыс. машиномест в рамках целевой программы (потребность округа — 145 тыс. стояночных мест) не сильно изменит ситуацию: без учета прироста автопарка уровень обеспеченности автоместами по округу может составить 58,7%. Если же увеличение числа машин в этом округе будет происходить по общегородской схеме, то к концу 2007 года нужды автовладельцев ЮЗАО будут удовлетворены только на 35,7%.
Северный административный округ
Этот округ занимает почетное третье место: 210 тыс. автомобилей имеют 89,6 тыс. мест для организованной стоянки, что составляет 42,6% существующей потребности. Наиболее благополучные в этом отношении районы округа обеспечены машиноместами более чем на 65% — Молжаниновский, Хорошевский районы и Ховрино. Непросто найти место для парковки в районах Бескудниковский и Аэропорт, где уровень обеспеченности машиноместами близок к 20%.
Целевая программа предполагает, что в САО будет построено 31,4 тыс. машиномест, а в процессе строительства выделены и освоены участки еще под 3,5 тыс. машиномест. В таком случае уровень обеспеченности в округе повысится до 60%. Но поскольку количество автомобилей в округе продолжает расти, то этот показатель составит не более 35%.
Северо-Восточный административный округ
Несмотря на то что округ по обеспеченности машиноместами находится на скромном четвертом месте, некоторые его районы заметно выделяются на общегородском фоне. Это районы Северный, уровень обеспеченности которого держится на практически нереальном для мегаполиса уровне 118%; Останкинский район, где ситуация с паркингами сопоставима с уровнем наиболее благополучных в этом плане европейских городов (75%), и Марфино (71%).
При этом в некоторых районах округа с гаражами положение далеко не блестяще: в Южном Медведкове — всего 18% автомобилей имеют свой «дом», в Марьиной роще — 23%. В общем по СВАО на 288,3 тыс. автомобилей существует 120 тыс. стояночных мест, что в процентном выражении составляет 41,4%.
Планируемые на ближайшие три года объемы гаражного строительства должны предоставить жителям округа 29,5 тыс. машиномест, что удовлетворит потребность в гаражах на 51,7%. Но с ростом автопарка фактическая обеспеченность стояночными местами к концу 2007 года может быть равна 31,4%.
Западный и Юго-Восточный административные округа
Они занимают соответственно пятое и шестое места, демонстрируя схожие показатели: 38 и 35%. Наиболее хорошо обеспечены гаражами западные районы Раменки (66,5%), Тропарево-Никулино и Внуково (по 46%), что близко по показателям к лучшим в этом плане районам юго-востока Москвы — Капотне (72%), Нижегородскому (63%) и Люблино (56%). Среди наиболее проблемных в гаражном отношении районов этих округов — Новопеределкино (21%) и Дорогомилово (22%) в ЗАО и Марьино, Кузьминки (15%) и Лефортово (16%) в ЮВАО.
Целевой программой предусмотрено строительство примерно одинакового количества машиномест в этих округах — 29,8 тыс. в Западном и 31 тыс. в Юго-Восточном, что позволит им выйти на уровень 50%-ной обеспеченности сегодняшней потребности. При общегородском темпе роста автопарка фактическое соотношение числа имеющихся и необходимых машиномест в этих округах на декабрь 2007 года может составить 30,5%. Отметим, что целевой программой предусмотрено выделение в ЗАО дополнительных участков под 14,5 тыс. машиномест, что может несколько улучшить показатели в этом округе.
Южный административный округ
Здесь на имеющиеся 235 тыс. автомобилей существует 113,4 тыс. мест организованного хранения, что составляет 34,5% потребностей местного населения. Как и во многих других частях Москвы, в ЮАО ситуация с машиноместами по районам сильно отличается: в районах Москворечье-Сабурово (66%), Нагатино-Садовники (52%) и Северное Чертаново (48%) довольно благоприятная ситуация, в других районах — Даниловском (18%) и Орехове-Борисове (24%) подобная проблема стоит довольно остро.
Предполагаемое целевой программой строительство 19,7 тыс. машиномест и выделение дополнительных участков смогут поднять показатели до 40,6% (45,9% при успешном освоении дополнительных участков), но с учетом роста автопарка фактическая обеспеченность машиноместами на конец 2007 года может оказаться не более 25–28%.
Восточный и Зеленоградский округа
Эти округа делят между собой последние места (34 и 33% соответственно). В районах Восточного округа — Вешняках (57%), Преображенском (47%) и поселке Восточном (45%) — достаточно высокий уровень обеспеченности, в Восточном Измайлове (10%), Перове (19%) и Соколиной горе (21%) — серьезные проблемы с размещением автомобилей. В Зеленограде наиболее благополучно обстоит дело с паркингами в Крюкове (38%), наименее — в районе Матушкино-Савелки (26%).
Запланированное целевой программой строительство 48,7 тыс. машиномест в Восточном округе и 9,2 тыс. в Зеленограде позволит им выйти на 50%-ный показатель, однако с учетом прироста автопарка реальная обеспеченность автоместами в этих округах составит не более 31%.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что изменение парка автомобилей происходит в Москве неравномерно. За последние годы в таких округах, как Западный, Юго-Западный, Южный и Юго-Восточный, количество личных автомобилей значительно увеличилось. Это обусловлено в первую очередь спецификой распределения населения, в том числе за счет нового жилищного строительства. Прогнозируемый уровень обеспеченности жителей указанных округов машиноместами окажется несколько завышенным. В то же время в Центральном, Северном, Восточном и Северо-Западном округах прослеживаются незначительные изменения числа зарегистрированных автомобилей, поэтому фактическая ситуация может оказаться более благоприятной по сравнению с расчетной.
Сергей Шунин М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU