Первый в России гараж был создан в 1906 году при дворе императора Николая II. Собственный гараж Его Величества обслуживал императора, царскую семью и сановных особ. К автомобилям Николая II приохотил князь В. Орлов, бывший помощником начальника царской военно-походной канцелярии и одним из первых русских автоэнтузиастов. Дата первой поездки из Царского в Гатчину через Красное Село зафиксирована в царском дневнике: 9 июня 1905 года.
По словам историка-консультанта Максима Леушина, в Царском Селе построили специальное большое здание гаража (сейчас в нем размещается музей придворных экипажей). Часть машин разместилась в Царском Селе, часть – в здании Конюшенного ведомства в Петербурге, и небольшое количество – в Петергофе. Кроме того, в Ливадии к весне 1911 года был готов гараж на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму. Ливадийский гараж по техническому оснащению считался лучшим в Европе.
Автомобильная история
В начале 1917 года Собственный гараж Его Величества стал автобазой Временного правительства, а после Октябрьского переворота – автобазой Совета народных комиссаров. В 1918 году гараж вместе с Советским правительством переехал в Москву. Автомобили, которые обслуживали Ленина и его ближайшее окружение, разместили сначала в Кремле, а затем на долгие годы – в Манеже.
С этого времени «доброй» советской традицией стало размещать специальные (привилегированные) гаражи в первоклассных памятниках архитектуры: так, гараж Министерства обороны до недавнего времени располагался в Провиантских складах архитектора В. П. Стасова на Зубовском бульваре.
В 1920–30-е годы среди новых образцов промышленных зданий специально построили и гаражи. Влиятельные учреждения, расположенные в Москве, в обязательном порядке обзаводились собственными паркингами: таковы гараж «Интуриста» (1934 г., ул. Сущевский Вал, 33), гараж Госплана (1936 г., Авиамоторная ул., 44), гараж Снабгрэса (1934 г., Ионинская ул., 1). Большинство подобных построек сегодня являются охраняемыми государством памятниками архитектуры; наиболее известное здание такого рода – так называемый Бахметьевский гараж для автобусов в Москве конструктивистов К. Мельникова и В. Шухова (1926–1928 гг., ул. Образцова, 19).
С 1970-х гг. в соответствии с мировыми стандартами в России начинается строительство многоэтажных и подземных гаражей, остающихся решением транспортных проблем и сегодня.
Автомобильная альтернатива
В настоящее время специалисты называют несколько способов решения столичных проблем с транспортом: организация платных дорог, строительство Четвертого транспортного кольца, ограничение въезда автомобилей с четными и нечетными номерными знаками по дням недели, открытие регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке, строительство платных многоуровневых стоянок в центре города. По словам чиновников, перехватывающие парковки – один из вариантов выхода из транспортного кризиса.
Перехватывающие парковки
Как рассказал Константин Королевский, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции, в III квартале 2006 года на Гагаринской площади будет сдан в эксплуатацию первый в Москве «перехватывающий» паркинг. «Паркинг расположен в подэстакадном пространстве на площади Гагарина. Это будет первый полноценный «перехватывающий» паркинг в Москве, рассчитанный на 630 машино-мест», – отметил Королевский.
По словам Константина Королевского, первый «перехватывающий» паркинг строится за счет бюджетных средств. «Это муниципальная парковка. Главная ее задача – не обеспечить возврат бюджетных средств в два-три года, как это обычно делается, а обеспечить город удобным «перехватывающим» паркингом с полным комплексом услуг для автовладельцев», – сказал Константин Королевский. По его словам, днем паркинг будет выполнять функцию по перехвату транспортных потоков, идущих в центр города, а ночью может использоваться как стоянка для хранения автомобилей жителей близлежащих домов.
Транспортная система
Как отмечал ранее первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития столицы Юрий Росляк в ходе конференции «Тенденции рынка недвижимости Москвы», в 2006 году планируется построить 80-90 тыс. машино-мест и увеличить пропускную способность транспортной системы столицы с 15 до 20 %.
По его словам, необходимо уделить внимание строительству паркингов, вопросам хранения транспорта, организации движения и развития дорожной сети. «В Министерстве транспорта и связи рассматривается вопрос о создании специальных дорожных фондов, которые будут поддерживаться государством», – заявил руководитель Комплекса экономической политики и развития столицы.
Подземный город
Как отмечают независимые эксперты, подобный проект оценивается в 1 млрд. долларов. Но даже установка перехватывающих парковок на территории Садового кольца не решает проблему пробок.
Правда, по словам экспертов, в столице очень высокий процент разных подземных сооружений. Существует множество шахт, которые могут служить отличными паркингами. И чем ближе к центру, тем их больше. 19 декабря 2005 года одна шахта на улице Гончарной (Гончарная ул./5-й Котельнический пер.) с двумя расположенными над ней зданиями продавалась с аукциона. Начальная цена составила 53 млн. рублей. Продавал ФГУП «Ресурс». Суммарная площадь всех помещений составляла 5056 метров. Шахту продать не смогли – в этом году цена снижена до 35 млн., новый аукцион состоится 16 мая 2006 года.
Таким образом, есть альтернативные варианты решения транспортных проблем, но все они являются дорогостоящими – срок окупаемости подземных паркингов доходит до 20 лет.
По словам Константина Королевского, в настоящее время за счет средств города ведется разработка пяти комплектов проектно-сметной документации для строительства «перехватывающих» паркингов.
«На примере этого паркинга мы намерены отработать эффективно действующую модель его использования и затем ее тиражировать», – заявил первый заместитель руководителя департамента.
Оксана Смирнова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU