Первым напугал ритейлеров глава Минэкономразвития Герман Греф — в мае он посетовал, что мелкая розничная торговля не может конкурировать с бурно растущей сетевой розницей.
Одной из мер по защите малого бизнеса мог бы стать запрет на торговлю сетевых гипер-, супер- и мини-маркетов после 18-19 часов, уточнил Греф. Ритейлеры всполошились — впервые чиновник такого ранга озвучил такое предложение по ограничению их работы. Мало того что в эти часы наблюдается пик продаж, так под запрет может попасть ночная торговля, которую большинство продуктовых сетей практикует. Впрочем, Греф уточнил, что конкретных предложений его ведомство не готовит.
Вторым информационным ударом стало сентябрьское заявление замминистра экономразвития Андрея Белоусова о том, что “средний размер торгово-посреднической наценки” в России составляет 23% — в полтора раза выше, чем в развитых странах. “Торговая надбавка на продовольственные товары в целом” составляет 40%, цитировали агентства слова чиновника. Ритейлеры в один голос объявили такие выводы “безграмотными”, потому что понятия средней торговой наценки не существует. “Это как средняя температура по больнице”, потому что “на кофе может быть наценка 4%, а на вино — 50%”, — объяснял один из топ-менеджеров. По словам другого, по каждому из 40 000-60 000 наименований товаров в супермаркетах существуют свои наценки, иногда составляющие 0%, иногда — более 50%. Аналитики полагают, что чиновники в расчетах ориентировались на валовую маржу ритейлеров (получается, если из розничной цены вычесть себестоимость и разделить эту разницу на розничную цену), которую большинство крупных компаний регулярно публикуют. Хотя, по мнению торговцев, такие расчеты “по меньшей мере непрофессиональны”. Что касается самого показателя валовой маржи, то у российских сетей он действительно выше: у супермаркетов — около 35-40% против 20-25% за границей.
В довершение глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предположил, что монополистами, возможно, будут считаться даже те сети, которые занимают около 5-8% розничного рынка отдельных регионов. Сейчас под ограничивающее действие антимонопольного законодательства подпадают только игроки, доля которых на федеральном уровне превышает 35%, но таких ритейлеров в России не существует. Совместно взятые “Пятерочка” с “Перекрестком” в 2005 г. занимали лишь около 2% рынка. Через 10 лет они рассчитывают увеличить свою долю до 15% (выручка должна будет составить около $25-30 млрд). Три крупнейших ритейлера контролируют только 4% рынка, хотя в Европе этот показатель может составлять 30-95%. Но, по мнению ФАС, некоторые сети ведут себя по отношению к поставщикам как настоящие монополисты: “входные билеты” в магазины очень дороги, и те производители, кто не в состоянии оплатить место на полке, остаются почти не представленными в регионе.
Хотя ни одно высказывание чиновников пока не вылилось в конкретные действия, сетевые торговцы полны дурных предчувствий. К лету 2007 г. Минэкономразвития пообещало подготовить проект закона, который будет регулировать розничную отрасль, и ритейлеры опасаются, что в нем будет воплощена одна из прозвучавших угроз.
Трудно прогнозировать, насколько трудности купцов (даже в случае реализации всех угроз) повлияют на их способности покупать и арендовать помещения, которые радостно готовят им девелоперы. Но им тоже стоит прислушаться к предчувствиям. Мало ли что…
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU