Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Московские пассажи. Торговые улицы под стеклом

 

Московские пассажи. Торговые улицы под стеклом

 

 

Пассаж как один из типов торгового заведения был чрезвычайно популярен в Москве во все времена. У него имелись немалые преимущества по сравнению с обычными магазинами и торговыми рядами. Такие заведения как бы предугадывали все капризы и потребности людей: здесь покупателям предлагали комплексное обслуживание, обеспечивая экономию времени при совершении покупок, оказывали различные дополнительные услуги. Это были не только центры торговли, но и места прогулок, встреч и отдыха. О прошлом и будущем знаменитых московских пассажей пойдет речь в настоящей статье.

загрузка...

 

 



Первый пассаж — Галери-де-Буа — был построен в 1788 году в Париже во дворце Пале-Рояль. Он представлял собой галерею, перекрытую стеклянной крышей, сквозь которую проникал свет в многочисленные торговые помещения. Новый тип магазина стал настолько популярным, что к середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. Их преимущество по сравнению с другими заведениями того же назначения заключалось в том, что в пассаже торговые объекты или конторы размещали, как правило, ярусами по сторонам широкой «улицы», их фасады были симметричны и одинаковы на всем протяжении. Одну или несколько таких «улиц» соединяли два (а иногда и больше) прохода.

Вскоре пассажи стали появляться в других странах, причем иностранные архитекторы стремились превзойти парижан масштабами сооружений и создать свой собственный Пале-Рояль. В скором времени такие заведения существовали практически в каждой столице, став символом процветания и благополучия. Новым типом торгового предприятия обогатилась и Москва. Правда, здесь пассаж приобрел свои особенности, продиктованные местными традициями.


Московские пассажи — «совершенная новость и небывальщина»
Первым московским пассажем стала галерея князя М. Голицына (архитектор М. Быковский), построенная в 1835 году. Ее возвели между улицами Петровкой и Неглинной при реконструкции центра города после пожара 1812 года. Это было настолько необычное сооружение, что удивленный современник писал: «Устройство этой галереи в Москве — совершенная новость и небывальщина. С боков она представляет вид огромного корабля, имеющего вместо носа и кормы по одному домику, между которыми вместо палубы служит крыша из оранжерейных рам со стеклами, сквозь которые сообщается свет во внутренность галереи». Первоначально галерея имела вид двухэтажного здания с одной улицей, перекрытой двухскатной крышей, и с двумя симметричными рядами магазинов. Пассаж вмещал 24 торговых заведения. Коммерческий успех галереи Голицына побудил многих состоятельных владельцев участков в центре Москвы сооружать пассажи по европейскому образцу.

Кроме того, такой бизнес был весьма выгодным, ведь в отличие от универсальных магазинов, рассчитанных на покупателей среднего достатка, тут торговали преимущественно дорогим и престижным товаром. Пассажи редко занимались оптовыми поставками — речь шла преимущественно о рознице. Правда, они всегда имели довольно вместительные склады. Таковой был, например, в Солодовниковском пассаже, возведенном в 1862 году архитектором Н. Никитиным по соседству с Галереей Голицына. Две параллельные улицы магазина Г. Солодовникова выходили на Петровку и Неглинную. В 1874 году хозяин приобрел соседнее владение — трехэтажный доходный дом Н. Татищева — и разместил в нем магазины, конторы и склады. Там же находились сдаваемые в аренду жилые квартиры. Потом этот бывший доходный дом стали использовать как склад-распределитель и хранилище громоздких товаров.

Пассаж являлся не только деловым и торговым комплексом, но и общественным центром. Здесь можно было погулять, посидеть в кафе или ресторане, сделать покупки, назначить встречу с друзьями, просто укрыться от непогоды или перейти по галерее пассажа из одного оживленного пункта в другой. Кроме того, пассажи становились и культурными объектами города. Например, покупатели Солодовниковского пассажа имели возможность посетить небольшой театр с «императорской ложей», расположенный в одном из флигелей бывшего дома Татищева. Здесь также устраивали интересные выставки. Например, в мае 1891 года Г. Брокар, владелец богатой коллекции картин, редких книг и антиквариата, экспонировал их в специально арендованных залах Верхних торговых рядов. А с 1895 года там стали проводить музыкальные вечера.

Еще одной специфической чертой московских пассажей стала многофасадность зданий. Как правило, за рубежом торговая галерея имела два уличных фасада. В 1887 году в Москве по проекту архитектора Н. Д. Струкова началось сооружение четырехфасадного здания Тверского пассажа на пересечении Тверской улицы и Долгоруковского переулка. Владельцы стремились с максимальной выгодой использовать дорогой участок вблизи центральной улицы города, поэтому планировочное решение стало таким: три продольные и три поперечные улицы. Перекрытия пролетов были сделаны по проекту инженера В. Г. Шухова из металлических конструкций и стекла.


Пассажи — московские достопримечательности
К отдельно стоящим пассажам с четырьмя уличными фасадами относится и одно из самых знаменитых зданий Москвы — Верхние торговые ряды (1889–1894 годы, архитектор А. Н. Померанцев). Они представляют собой три продольных (между улицами Ильинкой и Никольской) и три поперечных прохода (между Красной площадью и Ветошным проездом). Отдельный корпус выходил главным фасадом на Ветошный проезд и по своей планировке был похож на торговую галерею. Этот пассаж является одной из наиболее дорогих построек города. На его сооружение собрали 5 млн руб., а землю под зданием оценивали в 9,5 млн руб.

Торговые помещения в основном объеме пассажа располагались на двух этажах и антресолях. Ширина улицы внизу составляла 6,5 м, верхние галереи-балконы соединялись между собой мостиками (это один из первых примеров использования железобетона). Заметим, что практически все пассажи демонстрировали стремление к применению новых материалов и конструкций, которые позволяли перекрывать большие пространства, необходимые для проходов-галерей. Железобетон, металл и стекло становились символами достижений архитектуры того времени, а следовательно, и своеобразной рекламой заведению, которое сулило посетителю максимум удобств и комфорта.

Торговые залы (салоны) Верхних торговых рядов поражали своей высококачественной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах продавали практически все возможные виды промышленных и частично продовольственных товаров. Места тут занимали наиболее известные фирмы, которые служили центром, притягивающим к себе менее крупные торговые предприятия. Кроме того, в Верхних рядах появилось несколько интересных нововведений, например ценники. Если раньше продавец сам назначал цену (она была, как правило, сильно завышенной), то теперь она стала фиксированной, и возможность торговаться отпадала. Именно здесь завели первую отечественную книгу жалоб и предложений, ведь в Верхних торговых рядах действовало правило всех универмагов мира: «Покупатель всегда прав».

Посетители Верхних торговых рядов могли посидеть в ресторане или кафе, написать и отправить письмо или телеграмму в местном почтовом отделении, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр, восстановить силы в комнате отдыха. В пассажах работали переводчики и носильщики, действовали камера хранения, справочное бюро и гардероб. Кроме того, в мегамагазине существовала аптека, функционировали граверная и ювелирная мастерские и даже парикмахерская и зубоврачебный кабинет.

В подвалах Верхних торговых рядов находились складские помещения. Для привозимых товаров было сделано особое приспособление: товар разгружали на дворе под Ветошным рядом, а туда он поступал на тележках, двигавшихся на железной цепи по рельсам, положенным на наклонные плоскости. Такая «железная дорога» вызывала зависть торговцев других магазинов. Помимо этого в подвалах размещалась собственная аккумуляторная электростанция, стояли котлы для отопления в холодное время года, был вырыт артезианский колодец для рядского водопровода, смонтировано устройство для снеготаяния.

Славился в Москве и Петровский пассаж, возведенный в 1906 году между Петровкой и Неглинной. Его владелица В. И. Фирсанова поставила перед архитектором С. М. Калугиным задачу — создать в Москве пассаж по лучшему образцу аналогичного европейского заведения. В результате появилось здание, имевшее две улицы с симметрично расположенными рядами магазинов. Проходы были перекрыты цилиндрическими стеклянными сводами (проект В. Г. Шухова). Пространство расширялось вверх уступами, огромные витрины поражали современников размерами. Самые большие магазины находились на первом этаже здания, меньшие — на втором и третьем этажах. Галереи второго этажа были соединены легкими железобетонными мостиками с красивыми ажурными металлическими решетками. Магазин считался выдающимся произведением «стеклянной» архитектуры.

В темное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в Сандуновских банях). Строительство Петровского пассажа обошлось его хозяйке в 1,5 млн золотых рублей. Для этого Фирсановой пришлось продать три принадлежавших ей доходных дома!

Всего в Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей. Последним из них стал Голофтеевский комплекс (архитектор И. И. Рерберг), возведенный на месте разобранной Галереи Голицына. Он полностью повторял планировку старого здания, но был выполнен с использованием более совершенных современных конструкций и материалов. Голофтеевский пассаж представлял собой первый в Москве магазин подобного рода, сделанный из железобетона. Применение этого материала позволило максимально увеличить оконные проемы, превратив витрины в сплошную стеклянную ленту.


Новые формы городских пассажей
Не все из дореволюционных пассажей сохранились до наших дней. Например, Солодовниковский комплекс был разрушен в 1941 году при ночной бомбардировке Москвы немцами. Через несколько лет его развалины разобрали и устроили здесь сквер.

В перестроенном виде мы можем видеть Джамгаровский, Тверской и Петровский пассажи. Последний реконструировали в 1996 году. Арендаторы во многом нарушили его планировочную структуру и изменили отделку, но до сих пор здание продолжает выполнять свои изначальные функции. Верхние торговые ряды стали, пожалуй, самым знаменитым магазином Москвы. После революции 1917 года в исторических интерьерах обосновались различные организации. И только в августе 1953 года советское правительство постановило реставрировать здание. Эту дату можно считать днем второго рождения торгового дома. На ударную стройку были направлены производственные и рабочие силы со всего СССР. И уже в ноябре здесь открылся первый и самый большой в советской России центр торговли — Государственный универсальный магазин, сокращенно ГУМ. «Магазин образцовой торговли» стал собранием самых дефицитных товаров и символом столицы СССР наравне с Кремлем, мавзолеем Ленина и ВДНХ.

ГУМ все время продолжает развиваться и совершенствовать внутреннее пространство. Восстановлен легендарный демонстрационный зал, вошедший в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах планируют проводить культурные мероприятия и светские собрания. В конце 2006 года на третьей линии откроется гастроном, некогда бывший культовым продуктовым магазином СССР. Кроме того, ГУМ периодически организует художественные экспозиции и яркие презентации.

Появляются сегодня и новые заведения подобного типа, причем многие из авторов этих проектов изменили и модели пассажей, и подход к их организации: теперь магазины больше приспособлены к реалиям современного города. Но по-прежнему пассажи остаются многофункциональными комплексами. Речь идет о галерее «Актер», Смоленском и Новинском пассажах (в последнем есть конференц-зал, выставочная площадка высокого уровня, где проходят презентации, концерты, модные дефиле, корпоративные мероприятия и пр.) и другие. Многие торговые комплексы на окраинах Москвы и за пределами МКАД проектируют на основе пассажей — моллов. И если раньше такие здания росли вверх, то теперь они устремились вниз. Подземные помещения, которые еще сто лет назад рассматривали главным образом как технические или складские, сегодня становятся магазинами. Яркие тому примеры — торгово-развлекательный центр на Манежной площади, в который можно попасть со станции метро «Охотный Ряд», и «Тверской пассаж», проход в который открыт из верхних вестибюлей «Пушкинской» и «Тверской».

Можно сказать, что пассажами (правда, без светопрозрачного покрытия и с односторонним размещением магазинов) являются многие подземные пешеходные переходы. Все больше павильончиков-пассажей, разнообразных по своему архитектурному решению, появляется на поверхности, у выходов из метро. Они упорядочивают торговлю и буквально управляют потоками пешеходов. По принципу пассажей (нескольких галерей, перекрытых стеклянной или пластиковой прозрачной крышей) построены многие продуктовые и вещевые рынки.

Современной разновидностью пассажа стали и торгово-пешеходные мосты. Первый подобный переход-пассаж соорудили в Москве в 1997 году. Им стал мост «Багратион», перекинутый через Москву-реку и соединивший две центральные части города — престижные жилые районы Кутузовского проспекта и активно растущий деловой центр «Москва-Сити» на Краснопресненской набережной. Два уровня моста представляют собой современный торгово-рекреационный комплекс. Первый — это застекленная крытая галерея с травалаторами (движущиеся тротуары), второй уровень частично застеклен, а серединная часть пролета служит открытой смотровой площадкой. В подземном этаже располагаются технические помещения.

В будущем через систему эскалаторов мост «Багратион» будет связан с подземным уровнем всего ММДЦ «Москва-Сити» и с пересадочным узлом метрополитена и мини-метро.

Но и подобные формы пассажей не предел развития архитектурной мысли. Некоторые зодчие предлагают перекрывать отдельные торговые улицы стеклянными сводами и реконструировать московские дворики, организуя проходы через них в виде пассажей! Единичные, параллельные, пересекающиеся или расширяющиеся в виде атриумов, такие галереи с освоенным подземным пространством архитектурно и функционально обогащают город, являются крупными торговыми и коммуникативными центрами.
Наталья Титова Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Московские пассажи. Торговые улицы под стеклом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бомбил вытесняют с московских улиц

Правительство Москвы всерьез озаботилось проблемами оказания таксомоторных услуг и даже приняло соответствующее постановление о развитии рынка такси в столице. Тем не менее специалисты отмечают, что постановление в целом проблемы таксомоторного транспорта в городе не решает. И вот почему: документ о развитии такси — плод законотворчества городских чиновников, но законы-то, как известно, инициирует Правительство России.

» Разное - 2000 - читать


Гипермаркеты заплатят за террор. Торговые площади Подмосковья хотят обложить новым налогом

Губернатор Подмосковья Борис Громов хочет обложить антитеррористическим налогом гипермаркеты и рынки Московской области. Если под сборы попадут гипермаркеты, расположенные у МКАД, прибавка областному бюджету, и правда, будет неплохая. Но реализовать идею можно только на федеральном уровне, напоминают юристы.

» Безопасность бизнеса - 2174 - читать


Если у московской фирмы есть обособленные подразделения…

В каком порядке исчисляют и уплачивают налоги организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения? Меняется ли данный порядок в зависимости от того, расположены организация и ее обособленные подразделения на территории одного или нескольких муниципальных образований Москвы? Следует ли представлять налоговые декларации по обособленным подразделениям?

» Бухгалтерия и аудит - 3563 - читать


Подготовка к лету – на улицах запретят пить пиво и курить

© ИА Клерк. Ру, аналитический отдел / Обзор законопроектов, рассматриваемых депутатами Госдумы в мае 2007 года.

» Бухгалтерия и аудит - 4357 - читать


15 «Счастливых семей» для Подмосковья. RIGroup планирует построить новую сеть торговых центров

Как стало известно « Ведомостям», столичный девелопер RIGroup планирует построить в небольших городах Московской области 15 торговых центров. Центры будут объединены в сеть под общим брендом «

» Управление и менеджмент - 2358 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Московские пассажи. Торговые улицы под стеклом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru