Московские власти снова начали войну с нелегальными "ракушками", которыми автолюбители в изобилии украшают свободное пространство во дворах домов, на прилегающих территориях, да и везде, где только возможно. В течение ближайших трех месяцев все столичные гаражи типа "ракушка" и "пенал" подвергнутся строгой ревизии. Как сообщили в четверг в городской администрации, планируется провести инвентаризацию всех подобных строений. "По итогам этой переписи будет проведен демонтаж незаконно установленных гаражей", - отметили в администрации. При этом "сносить нелегальные "ракушки" будут в соответствии с судебными решениями".
В мэрии заверяют, что те автовладельцы, которые имеют на руках договор аренды земельного участка, оформленного в столичном департаменте земельных ресурсов, могут быть спокойны за свои "ракушки". Их никто не тронет, чего нельзя сказать о строениях, воздвигнутых без согласия городских властей.
Напомним, что атаку на "ракушки" и прочие подобные строения столичные власти планируют довольно давно. Появившись в середине восьмидесятых годов, эти оцинкованные тенты-укрытия для машин, получившие свое название за характерную форму, быстро завоевали популярность среди автовладельцев. По некоторым оценкам в городе установлены от 300 до 700 тыс таких гаражей и далеко не все они зарегистрированы в управах. В то же время они занимают большие площади городской земли, ограничивают других жильцов в местах для отдыха, детских площадок и т п. Локально решения о сносе тех или иных мини-гаражей периодически принимались на уровне управ города, но особенного распространения эта практика не получила. Впрочем, согласно статье 35 Конституции РФ снос любого имущества, будь то небоскреб или простая "ракушка", возможен только по решению суда, а не по постановлению местных властей. Кроме того, на страже интересов собственника стоит статья 14 Гражданского кодекса РФ /самозащита гражданских прав/. То есть до той поры, пока вас не вызовут на судебное заседание и окончательного решения не будет вынесено, никаких действий с вашим имуществом сотрудники местные власти производить не могут.
Поэтому власти обещают не сносить гаражи "стихийно", однако предупреждают всех их владельцев о том, что порядок в этой сфере наведен все же будет. Ранее сообщалось, что уровень обеспеченности столицы гаражами составляет сейчас 30-40 проц и места для всех не хватает. По ряду данных, сейчас в Москве более чем 3 млн автомобилей, и, похоже, в будущем эта цифра вырастет как минимум вдвое. Поэтому ясно, что в обозримой перспективе на все московские авто гаражей все равно не хватит.
Выходом из ситуации с нехваткой парковочных мест для автомобилей, по их мнению, может стать строительство недорогих паркингов по программе "Народный гараж" за счет самих автовладельцев, а также многоярусных гаражных комплексов и подземных стоянок. Еще в прошлом году первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский сообщил, что до 2008 г в Москве будет построено 330 тыс машиномест. Стоимость новых гаражей будет колебаться от 3,5 тыс до 20 тыс долл. Что касается "Народного гаража" – здесь важно строительство таких "убежищ для машины", которые были бы по карману автовладельцам. Эта программа, по замыслу чиновников, позволит людям приобрести машиноместо в собственность фактически по строительной себестоимости. Первая версия такого гаража, по славам представителей власти, будет запущена в строй на Олонецком проезде летом нынешнего года. В целом же на разработке по данной программе находится более 100 земельных участков, заявляют в столичной мэрии.
Подземные паркинги и платные стоянки, строящиеся на деньги инвесторов, имеют своей целью получение прибыли. Поэтому классом они будут повыше, расположены в наиболее удобных местах, но и цена здесь будет на порядок выше. Подземные паркинги сооружаются, например, под реконструируемой гостиницей "Москва". Их строительство предусмотрено также проектом реконструкции гостиницы "Россия".
Многие критики программы утверждают, что заявленные цены слишком высоки для средних москвичей – ведь даже самый дешевый "народный гараж" сопоставим по стоимости с дешевыми "Жигулями", на которых ездят многие наши граждане. При этом, по оценке многих экспертов, цена среднего гаража в любом случае не будет ниже 6-8 тыс долл, что станет для людей еще более непосильным бременем. Если стандартная цена "ракушки" колеблется в пределах 1-1,5 тыс долл, и при этом многие предпочитают хранить свои машины "открытыми всем ветрам" под окнами домов, то вряд ли найдется много желающих отдать немалые деньги за "навязанный комфорт".
Тем более, многие автомобилисты предчувствуют, что решение всех вопросов с наведением порядка в "ракушечной" сфере не обойдется без традиционных для нас чиновничьих проволочек, беготни по инстанциям и волокиты. Далеко не факт, что при наличии соответствующей мзды желающему будет позволено узаконить гараж, находящийся, скажем, на детской площадке. Примеры "гаражных войн" наглядно свидетельствуют – даже при безупречных с юридической точки зрения исках, поданных гражданами на местные власти, разворачивающие гаражное строительство в нарушение экологических норм, шансов на победу почти нет.
Многие эксперты полагают, что более адекватным способом искоренить незаконные "ракушки" было бы упрощение процедуры регистрации таких гаражей. Сейчас, оценивая моральные и материальные усилия, которые придется потратить на регистрацию "ракушки", граждане скорее склонны пойти в обход закона. Кроме того, необходимо, чтобы закон был равным для всех, а, значит, ракушек посреди детских площадок быть не должно. Равно как и гаражных комплексов, возведенных в ненадлежащих местах. Также важно, чтобы предложенные властями гражданам варианты были хотя бы примерно сопоставимы по стоимости с тем, что последние теряют.
Если же дело будет продолжаться в том же ключе, что и сейчас, возможен взрыв социального недовольства среди автовладельцев, полагают эксперты. Автомобилисты в последнее время становятся реальной силой в нашем обществе, и им удается добиваться от правительства отмены тех или иных "дискриминирующих" их права решений. Так было, например, с отложенными до 2007 г поправками в ПДД, вынуждающими водителей менять "нестандартные" поворотники и покупать автомобильные кресла для детей до 12 лет. Сейчас в Интернете уже появляется немало сообщений о готовящихся митингах автолюбителей, которых могут лишить гаражей, в тех или иных московских микрорайонах. Если ситуация не изменится, локальные митинги могут перерасти в общегородское явление, с которым властям волей-неволей придется считаться.
ПРАЙМ-ТАСС
Статья о недвижимости получена: IRN.RU