Столичное правительство одобрило план вывода предприятий из Центра на окраины.
В ближайшие годы Центр Москвы «деиндустриализуется». На заседании столичного правительства одобрен проект «ПромСити», подразумевающий поэтапный вывод промышленных предприятий в специально создаваемые зоны на окраинах мегаполиса. Первой из них станет «ПромСити-Север» в Молжанинове территорией в 70 га, куда до конца 2005 г. переедут более 40 предприятий, в основном легкой и пищевой промышленности, из ЦАО.
Затем «удар на себя» примет площадка в Южном Бутове, а к 2020 г. подавляющее большинство из более чем 400 предприятий, ныне все еще находящихся в центре столицы (из них половина работающих), или самоликвидируются, или переедут, в т. ч. за МКАД.
Вывод предприятий из Центра мэрия фактически начала четыре года назад, после того как набрал силу процесс недружественного поглощения, банкротства и ликвидации заводов и фабрик в привлекательных для девелоперов районах. На месте бывших предприятий дельцы от недвижимости стали активно возводить бизнес-центры и развлекательные центры, а также коммерческое жилье. По утверждению депутатов Мосгордумы, с помощью различных технологий, включающих в себя и экономические, и психологические методы, включая прямое давление на акционеров, в руки «заинтересованных лиц» перешли контрольные пакеты и вполне благополучных предприятий, которые могли бы и далее приносить прибыль и давать поступления в городской бюджет, а вместо этого были искусственно разорены.
В конце концов столичное правительство обеспокоилось и решило хотя бы спасти предприятия от полной ликвидации. В прошлом году Юрий Лужков обрушился на «бизнесменов, скупающих московские предприятия для того, чтобы их закрыть». По его словам, необходимо такие попытки «пресекать», если новые хозяева предприятий не обеспечат строительство завода и его нормальное функционирование в другом месте. Мэр вступился за ряд известных фабрик, включая «Красный Октябрь» и «Трехгорную мануфактуру». Впрочем, последним, (хотя вопрос о «Трехгорке» еще и дебатируется), как «Красной Розе» и другимизвестным предприятиям, возможно, придется перебраться на северо-запад столицы, но только тогда, когда там будут готовы необходимые площадки.
Очевидно, «деиндустриализацию» Центра следует считать естественным процессом – во всем мире в престижных районах с дорогой землей производства, как правило, менее выгодны, чем офисные центры и элитное жилье. К тому же мэрия вознамерилась сделать город «мировой туристической столицей». Именно с таким прицелом в Москве в ближайшие годы будет развернуто массовое строительство отелей, развлекательных и торговых центров, проведена реставрация памятников и т.д. И хотя бы поэтому фабрикам и заводам придется потесниться или даже удалиться – с глаз туристов долой. Из Центра (в широком его понимании – т. е. не только территории ЦАО, но и «центральных» районов других округов) выводятся также продовольственно-вещевые рынки, а с 2008 г. должны начать выводиться подальше и железнодорожные вокзалы. За продовольствием население отправится либо в небольшие магазины, либо в более удаленные гипермаркеты. Тем самым убивается несколько зайцев: освобождаются площади под застройку в престижных районах, усиливается контроль над торговлей при улучшении криминогенной ситуации («рынки-базары», по словам Лужкова, – источник криминала, антисанитарии и прочих бед).
Общая стоимость проекта создания «индустриального пояса» вокруг столицы до 2020 г. оценивается в 11 млрд долл. Сумма громадная, превышающая затраты даже на «стройки века» – реконструкцию МКАД и третье транспортное кольцо, вместе взятые. При этом предполагается, что почти четверть инвестиций должны будут обеспечить сами предприятия. Как удастся им, по большей части отнюдь не процветающим, наскрести и такую, «облегченную», сумму даже до 2020 г., – пока загадка. Видимо, в зачет пойдут не живые деньги, а часть производственных площадей. Именно так, похоже, будет решаться судьба АО «Москвич», дело о банкротстве которого все-таки решили инициировать московские власти (дело намечено к рассмотрению на ноябрь.) Громадный долг (в т. ч. ВЭБу и энергетикам) предприятия, видимо, будет погашаться продажей с молотка его земли и имущества, а на оставшихся производственных площадях будет работать «Автофрамос». Из 264 га территории ЗИЛа у завода останется только меньшая часть (основные мощности будут выведены на дочерние предприятия в других городах). Что по-своему логично, т. к. не имеет смысла поддерживать угасающие производства при отсутствии у них внятной перспективы. Впрочем, существует ли реальная перспектива у Москвы как мирового туристического центра, тоже пока вопрос.
Алексей Виноградов РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU