Поскольку рынок складской логистики сейчас формирует сектор FMCG, он тяготеет к крупным центрам потребления. В Поволжье это Самара, Нижний Новгород, Казань, Саратов — столицы регионов с наибольшим розничным товарооборотом. Но и в этих городах рынок складской недвижимости еще только формируется. Аналитики весьма приблизительно могут оценить его объем и структуру.
Сложность в оценке создает то, что не весь объем складов обращается на рынке — большая часть технических помещений используется их обладателями под собственные нужды.
Так, по подсчетам экспертов консалтинговой компании Praedium, рынок складских помещений в Нижнем Новгороде оценивается на уровне не менее 4,5 млн кв. м. При этом, если вычесть тот объем, который не предлагается к продаже или в аренду, остается около 800 складских помещений общей площадью свыше 1,5 млн кв. м.
Аналогичен порядок цифр, в которых столичные аналитики описывают объем самарского или казанского рынка складов. Местные эксперты, считая только «коммерческие» складские площади, называют цифры в два раза меньше — около 800 тысяч.
В оценке качественной структуры регионального рынка складской недвижимости аналитики теряются еще больше. К складам низкого качества (С и Д) они относят от 70 до 90% всех местных терминалов. В Praedium объясняют различия в данных неразвитостью регионального складского рынка и отсутствием общего понимания классности складов. Правда, эксперты обращают внимание на то, что это касается в основном сегментов В, С и Д — в том, какие объекты в регионе считать складами Акласса, их мнения чаще всего совпадают.
Так, к терминалам класса «А» в Казани эксперты Colliers International относят региональные склады IKEA и «Раменки» при магазинах, а также склад Поволжской логистической компании (15,4 тыс. кв. м) и склад на улице Амирхана.
Объем самарского рынка качественных складских помещений оценивается в 250 тыс. кв. м. Эти цифры учитывают склады Средневолжской логистической компании (80 тыс. кв. м), комплекс «Виктор и Ко» (сейчас сдана его первая очередь, 35 тыс. кв. м из запланированных 130), терминалы РЛС, АTL (по 10 тыс. кв. м), «Самарапродукта» (20 тыс. кв. м), складской комплекс «Армада» (около 25 тыс. кв. м).
К высококлассным складским помещениям Нижнего Новгорода относят складской комплекс компании «Алиди», «Логопром Сормово», терминал компании «Сладкая жизнь» — общей площадью около 200 тыс. кв. м.
Как это ни странно звучит, с большей точностью аналитики могут оценить будущие объемы регионального рынка складской недвижимости — в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове должно появиться не менее 500 тысяч складских площадей Акласса.
В основном это девелоперские проекты региональных и федеральных компаний. Так, в Казани, недалеко от аэропорта, начала сооружение крупного логистического комплекса класса «А» площадью 250 тыс. кв. м RDS Development. Ввод в эксплуатацию первой фазы комплекса площадью 70 тыс. кв. м запланирован на декабрь 2007 года. О намерении возвести логистический терминал площадью 125 тыс. кв. м в столице Татарстана объявила и Национальная интендантская компания. Строит второй казанский терминал площадью 100 тыс. кв. м и Поволжская логистическая компания.
Самару ждет продолжение строительства логистического комплекса «Виктор и Ко», на месте завода бытовой химии здесь появится склад класса «А» площадью 18 тыс. кв. м местной ассоциации «Версиво». Возведение первой очереди этого терминала площадью 5,4 тыс. кв. м планируется закончить этой осенью.
Кроме того, поволжские города включены в программы развития федеральной сети складов, которые представили казахская компания «Евразия Логистик» (в ее планах — Саратов, Самара, Казань и Нижний Новгород), столичная логистическая сеть «Литер» (анонсировала проект строительства складского комплекса в нижегородском поселке Доскино), компания Relogix (Самара, Нижний Новгород, Казань), Garbe Group (собирается инвестировать в строительство склада при нижегородском аэропорте), Hermitage (Нижний Новгород, Саратов), ЕМТС (Самара, Саратов, Нижний Новгород, Казань) и другие.
Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU