Нехватка земли под новое строительство в Москве заставляет инвесторов и застройщиков все чаще покушаться на общественные территории: парки, скверы, спортивные площадки во дворах. Примеры такой застройки "Известия" приводили неоднократно. Но нет предела бизнес-активности - недавно в продажу пошли даже автодороги с тротуарами. К примеру, часть Егерской улицы сдана в аренду на 49 лет под строительство "элитного жилого комплекса "Царская охота" с огороженной территорией" (так значится в рекламе).
В 1996 году специальным распоряжением префектура Восточного округа сдала в аренду под застройку небольшой сквер на углу Егерской и Охотничьей улиц Ассоциации предприятий питания "Меркурий".
Через два года и.о. префекта и бессменный заместитель всех префектов Восточного округа Андрей Алексеев усовершенствовал предыдущий документ, присовокупив к скверику автостоянку на другой стороне Егерской и проезжую часть. Заодно уточнил назначение участка: здесь, дескать, будет построен "стартовый" жилой дом". 17 декабря 2002 года постановлением правительства Москвы "в целях обеспечения выполнения программы комплексной реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда" "Меркурию" разрешили построить на дороге жилой дом - 100% площади останется у инвестора.
На встрече с жителями представитель пищевиков обещал перегородить Егерскую только на время строительства. Но даже самому наивному человеку понятно, что, заплатив за право аренды на 49 лет всей территории, инвестор не станет дарить человечеству ее часть. А главное - Москомархитектура уже подписала акт разрешенного использования на участок, в котором прописана строка о переносе части Егерской улицы. Единственное место, куда ее можно перенести, это пожарные проезды вдоль соседних многоэтажек. Но, видимо, ради "программы комплексной реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда" префектуре ВАО ничего не жалко.
Казалось бы, простые нравы здешних мест требуют срочного прокурорского вмешательства. Зампрокурора Москвы Вячеслав Росинский ответил на обращения депутатов муниципального собрания Сокольников. Огласив список учреждений, с которыми "Меркурий" согласовал изъятие улицы для частных нужд, прокурор сделал ряд выводов. "Нарушений земельного законодательства не выявлено", "указанное строительство не является точечной застройкой", "нарушения инвестиционного законодательства не выявлено", наконец, "оснований для вмешательства прокуратуры не имеется".
Это не единственный пример "приватизации" общих автодорог. В Москве есть улица Большая Остроумовская - параллельная вечно забитой Стромынке. Считается, что по этой улице осуществляется двустороннее движение автотранспорта, снуют пешеходы. Но на самом деле ее нет. Первой, в 2005 году, улицу перегородила двумя заборами горбольница N 33. Якобы в целях безопасности, потому что один из корпусов больницы расположен на другой стороне Большой Остроумовской. Правда, этот корпус соединен с остальными посредством специально построенного перехода на высоте 3-4-го этажей. Врачи и больные предпочитают именно с его помощью переходить из одного корпуса в другой. Но забор администрация больницы все-таки построила - в 2005 году.
Следующее здание на Большой Остроумовской - гимназия N 1530 "Школа Ломоносова". Руководство учебного заведения, недолго думая, развернуло линию границы своей территории с ближнего тротуара на 90 градусов - и забором отрезало от улицы еще 100 метров. Уникальный случай: школьный двор, включающий проезжую часть.
Большая Остроумовская идет углом. От длинного отрезка после экспансии врачей и педагогов до пересечения с коротким отрезком оставалось еще свободных метров 150. Непорядок устранила управа. В точке пересечения в одночасье появился кривой, самодельный с виду шлагбаум, грязная будка, срубленная из некондиционных досок, а в будке - заспанный боец в тельнике. И никаких вывесок, бейджиков, прейскурантов. Тупичок Остроумовской превратился в частную стоянку. Обитатели жилого дома, оказавшегося за шлагбаумом, пока что паркуются бесплатно. С остальных боец из будки берет по 100 рублей в ночь. Месячный "абонемент" за 1200 рублей можно приобрести у арендатора улицы.
- Такие сделки нарушают общественные интересы, - полагает член Московской городской коллегии адвокатов Павел Астахов. - В Конституции записано, что Российская Федерация является социальным государством, следовательно, интересы неограниченного числа граждан, которые могли бы пользоваться этими дорогами, не должны становиться жертвой коммерческого интереса арендаторов. В Российской Федерации дороги могут являться собственностью муниципального образования, субъекта федерации или государства. Закон о частных дорогах еще не принят. А в тех случаях, что вы приводите, говорится, что участки автодорог фактически оказались в единоличном распоряжении неких юрлиц.
Юлия Игнатьева Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU