Рынок недвижимости на воде находится на данный момент в достаточно зыбком положении: с одной стороны, высокий спрос диктует необходимость увеличения предложения, с другой – и без того большие административные трудности с согласованием права пользования умножились недовольством московских властей, старающихся ограничить размещение плавсредств у набережных Москвы-реки.
Особенности жизни на воде
Спрос на недвижимость на воде во много раз превосходит существующее предложение, и это неудивительно: ведь места на Москве-реке сильно ограничены согласно существующей схеме размещения плавсредств. И если раньше мест было очень мало, то сейчас их практически нет. Для того чтобы обзавестись собственным офисом, рестораном или даже домом на воде, придется арендовать площади у собственников дебаркадеров или перекупать. Как отмечает Сергей Храмов, директор по развитию 4Rent Estate, каждое предложение имеет свою цену, в некоторых случаях цена чуть выше, в других – чуть ниже, а иногда полностью совпадает с «наземной» коммерческой недвижимостью.
Если цена на аренду помещений на дебаркадерах в принципе сопоставима c наземной, то ее особенности вполне можно назвать индивидуальными: недвижимость на воде отличается своими характерными плюсами и минусами.
Из плюсов можно назвать в определенной степени престижность и неординарность выбора: согласитесь, называть адрес офиса гораздо приятнее, начиная с фразы: «Вы нас сразу увидите, мы – на дебаркадере…» Есть и еще неоспоримое достоинство: легкость подъезда. Перед дебаркадером идет ровная набережная, а не сложная система московских дворов. Кроме этого, многие специалисты прочат именно набережным большое будущее в плане развития деловых зон. Практически все набережные (кроме, пожалуй, Кремлевской) представляют собой одну большую парковку, не имеющую знаков «Остановка запрещена». Прекрасный вид, открывающийся из окна, тоже достаточно значим при выборе офиса. Есть и еще один момент, довольно неожиданный: это повышенная безопасность. Ограбить банк на воде гораздо сложнее, чем на суше. Это связано и с определенной трудностью проникновения в него, и с гораздо большей слышимостью на воде, нежели на суше.
Однако стоит помнить и о специфических трудностях, возникающих у владельцев и арендаторов недвижимости на воде. И, прежде всего, это трудность с подводом коммуникаций к местам стоянки. С этим будут, пожалуй, самые большие трудности, поэтому стоит выбирать места, где эта проблема уже благополучно решена владельцем, иначе есть шанс так и просидеть несколько лет при свете стационарного фонаря. Кроме этого, достаточно неустойчивое законодательство, регламентирующее права недвижимости на воде, вызывает серьезные административные сложности. Причем последний факт, по мнению Сергея Храмова, может даже перечеркнуть выгоду, заключающуюся в отсутствии взимания с собственника платы за землю.
Не стоит забывать и о том, что как бы ни было устойчиво судно, но стоит оно не на ровной поверхности, а на водной глади, а соответственно, особенно чувствительных к качке людей вполне может и укачивать, особенно если находиться на дебаркадере долго.
Строить легко, оформлять трудно
Сложности в административном согласовании и подводке коммуникаций несколько компенсируются относительной легкостью, с которой дебаркадер можно построить. Рассказывает Виктория Прокудина, директор дизайн-студии «Де-коллаж», находящейся на одной из набережных Москвы-реки: «Сам дебаркадер можно относительно недорого построить или перепрофилировать действующий. Сейчас их осталось мало на плаву, можно поискать на Украине, но при этом помнить, что последуют соответствующие сложности и расхода на транспортировку и растаможку. Хорошие дебаркадеры делают в Нижегородской области, в Городце. Юридических сложностей особенных нет, учитывая, что строительство обычно ведется в доке».
Конечно, стоит помнить, что сам по себе дебаркадер гораздо менее прочен, нежели каменное строение, и через несколько лет будет требовать как минимум косметического ремонта. На время его реконструкции на это место можно поставить другой, более современный, а предыдущий просто отогнать в менее престижное место. При этом процедура замены займет всего один-два дня.
О том, что к дебаркадерам стали подходить со всей серьезностью, свидетельствует тот факт, что сейчас в Москве строится несколько объектов, включающих в себя, в частности, офисные площади.
Так, компания 4Rent Estate получила заказ на реализацию объекта коммерческого использования на воде. Трехэтажный дебаркадер площадью 1500 кв. м (и 400 кв. м причала) будет располагаться в одном из наиболее престижных мест – на Фрунзенской набережной. Кроме расположения дебаркадера, «Водный дом» интересен привлекательными для потенциальных арендаторов месторасположением, метражом этажей открытого плана (по 500 кв. м каждый), возможностью дополнительного увеличения площади на 400 кв. м за счет собственного причала, высокими потолками, достаточной электрической мощностью (150+200 кВт). Среди других его плюсов – наличие современной цифровой связи и высокоскоростного Интернета. Предполагается, что может произойти совмещение офисной и торговой частей: например, два этажа будут отданы рестораторам, а третий займут офисы.
Один из развлекательно-спортивных комплексов будет располагаться в Печатниках, в самом широком месте Москвы-реки. Частный проект строительства органично дополняет общую картину: в скором будущем берега здесь будут связываться мостовой эстакадой, а неподалеку расположится парусный центр Комитета физической культуры и спорта и ГУП дирекции «Олимпийской деревни». Как обещают в компании «Экобим» (торговая марка «Де-коллаж»), он будет выполнен с учетом самых новых и модных тенденций дизайна и будет представлять собой трехуровневое сооружение из стекла и металла. Здесь предполагается разместить гостиницу, детский развлекательный комплекс, систему бань и саун, клуб, фитнес-центр, сеть ресторанов.
Будущее процветание или скорая кончина?
Несмотря на большой интерес к недвижимости на воде со стороны потенциальных покупателей и арендодателей, власти Москвы не спешат отдавать набережные Москвы-реки на откуп риелторам. Более того, уже не первый год власти заявляют о необходимости упорядочить размещение дебаркадеров (читай «ограничить»). И одним из первых распоряжений в этом направлении стало запрещение размещения дебаркадеров в районе «Москва-Сити», конкретнее – в зоне Краснопресненской набережной и набережной Тараса Шевченко. Кроме этого, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы было настоятельно рекомендовано не продлевать уже существующие договора пользования плавсредствами в этом районе.
Впрочем, обеспокоенность властей больше вызывают дебаркадеры, стоящие в центре города, а не на окраинах. В частности, особенное внимание обращено на Фрунзенскую набережную. По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, баржи портят внешний вид города. Инициативу убрать плавсредства с Фрунзенской набережной поддержал и Росприроднадзор, неоднократно фиксировавший случаи нарушения природоохранного законодательства на дебаркадерах, отданных под магазины, рестораны, гостиницы и развлекательные комплексы. По большей части речь шла о загрязнении вод и близлежащих территорий.
Сейчас определяются сроки проведения комплексной проверки плавсредств, осуществляющих свою деятельность в акватории Москвы-реки. По словам заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, к участию в контрольных мероприятиях будут приглашены представители Росморречфлота, Ространснадзора, МВД, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Государственной инспекции по маломерным судам.
Возможно, что по тому, какая судьба постигнет дебаркадеры на Фрунзенской набережной, можно судить о будущем развитии недвижимости на воде в Москве в целом: ждет ли ее упорядочение рынка или же рынок плавучих площадей ограничится несколькими эксклюзивными предложениями.
Надежда Двоскина
Статья о недвижимости получена: IRN.RU