Подмосковные власти решили упорядочить строительство складов в области. Вчера министр экономики региона Валерий Фильченков объявил о начале разработки специальной программы по развитию транспортно-логистической системы на 2006- 2010 годы, которая предполагает регулирование арендных ставок на складские площади, а также строительство около 30-40 логистических центров. Эксперты полагают, что, несмотря на эти меры, в Подмосковье сохранится дефицит складских площадей и, соответственно, рост арендных ставок.
По словам Фильченкова, на данный момент уже готова предварительная концепция программы, которая предполагает создание сети из 30-40 логистических центров до 2010 года. "Мимо подмосковного бизнеса проплывают транзитные грузопотоки, которые при наличии в области развитой транспортно-логистической сети, могли бы обслуживаться на ее территории",- заявил вчера Фильченков.
Таким образом, и область, и бизнес теряют деньги.
Предположительно до конца 2005 года в Московской области будет введено около 600-700 тыс. кв. м складских площадей класса А и В. При этом, по оценкам экспертов рынка недвижимости, уровень спроса на них оценивается в диапазоне 1 млн кв. м. Внедрение новой программы в том числе нацелено на планомерное увеличение этих площадей. Разработка программы будет осуществляться за счет внебюджетных средств.
По словам Фильченкова, правительство озаботилось созданием этого документа в связи с тем, что из-за нехватки складов, уровень арендных ставок в Подмосковье стал одним из самых высоких в Европе. Кроме того, основные радиальные транспортные магистрали перегружены, а дорожная сеть заполнена неравномерно, так как около 60% промышленного потенциала Подмосковья сосредоточено на востоке и юго-востоке.
Участники рынка пока не понимают, как именно станет работать эта программа. "Столичные власти вряд ли смогут регулировать рынок. В этом случае (если они хотят, чтобы рынок развивался в правильном направлении) в первую очередь надо обеспечить выделение качественных земельных участков под склады. Таким образом, можно регулировать их распределение по всему региону",- говорит старшийконсультант по индустриальной и складской недвижимости компании Knight Frank Алексей Новиков.
"Области необходимы от 1,5 млн кв. м до 2,5 млн кв. м складских площадей",- сообщила "Бизнесу" директор по маркетингу компании "Кулон" Марина Мазур. Считается, что острее всего недостаток логистических комплексов чувствуется на северном, северо-западном, южном и юго-восточном направлениях. "Однако я вижу, что многие клиенты - например, крупные торговые сети- нуждаются в складах по всем направлениям",- продолжила она. "Сегодня средние ставки аренды колеблются на уровне $115-125 за квадратный метр в год. Не думаю, что в ближайшее время предложение складских площадей существенно увеличится",- добавил Новиков.
В этом чиновники согласны с экспертами. Как заявил вчера Валерий Фильченков, несмотря на принятие программы, в Московской области дефицит складов сохранится на протяжении ближайших пяти лет.
Николай Дзись-Войнаровский Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU