Российские владельцы гостиниц часто обращаются к западным операторам с целью отдать свои объекты в управление. Но зачастую условия иностранных партнеров оказываются весьма невыгодными.
"Звездная болезнь" двух столиц
Уже долгое время в Москве и Санкт-Петербурге на самом высоком уровне ведутся разговоры о необходимости строительства трехзвездочных гостиниц. Однако недорогие отели так и не появляются. Когда речь заходит о выборе уровня отеля, большинство инвесторов хотят построить именно пять звезд.
"Происходит это по причине тотальной уверенности в том, что пятизвездочная гостиница скорее окупится и будет давать большую прибыль, - говорит генеральный директор Becar. Commercial Property Игорь Галицин. - Нередки ситуации, когда владелец после постройки высококлассного отеля не может понять, почему его объект не дает расчетной прибыли. Основные причины такой ситуации - это неправильный выбор месторасположения здания, ошибки в выборе и реализации концепции, а также неверный выбор оператора". Так, например, есть случаи, когда по чертежам планируется пять звезд, а на практике получается только три с плюсом. Есть и другая крайность, когда при внутренней отделке используется столько мрамора, золота и прочей дорогой атрибутики, что посетители сторонятся этой гостиницы как слишком дорогой.
Специалисты компании Becar. Commercial Property также считают, что причиной неудачи может быть неправильный выбор бренда гостиницы. Так, некоторые операторы пытаются активно продвигать на российский рынок такие известные в США бренды, как Formula 1, Ramada. Но, по прогнозам Becar. Commercial Property, они не будут иметь успех у нас, поскольку у наших автомобилистов отсутствует привычка останавливаться в мотелях, а бренд Ramada, относящийся к классу бизнес-отелей, не очень известен у нас.
Запад нам поможет?
"Еще одна причина повального увлечения строительством пятизвездочных отелей кроется в стремлении российских владельцев гостиниц отдать свои объекты в доверительное управление западным гостиничным операторам, - поясняет И. Галицин. - А они, в свою очередь, заинтересованы в управлении именно пятью звездами, поскольку на нем управляющая компания может больше всего заработать". Так простой расчет показывает, что гостиничный оператор на пяти звездах зарабатывает в 4 раза больше, чем на трех звездах.
Возьмем два отеля на 100 номеров и посчитаем доходы оператора на проценте от выручки:
3 звезды
100 номеров * 100 долларов с номера в сутки * 0,6 предположительный коэффициэнт среднегодовой загрузки * 30 дней * 4% процент оператора с оборота = 7200 долл.
5 звезд
100 номеров * 400 долларов с номера в сутки * 0,6 предположительный коэффициэнт среднегодовой загрузки * 30 дней * 4% процент оператора с оборота = 28800 долл.
Эти деньги оператор получит, независимо от размеров издержек на управление отелем. Помимо этого управляющая компания получает процент с прибыли, сборы на рекламу и маркетинговые исследования, плату за установку и работу системы резервирования и бронирования. Инвестор, решивший построить и отдать в управление отель западному оператору, сталкивается с необходимостью нести весьма большие издержки.
Кабальное управление
Только для того чтобы рассмотреть заявку на франшизу, иностранные операторы берут 300-400 долларов за номер отеля, который предстоит построить. Если владелец после ознакомления с условиями сотрудничества по каким-то причинам откажется, то эти деньги остаются у оператора. А условия, которые предлагают иностранные партнеры, никак не назовешь привлекательными.
Все начинается с договора на техническое сопровождение - обязательное требование гостиничных операторов. Это соглашение обычно предваряет договор на управление отелем. Но цена решения иностранных партнеров часто бывает завышенной. Оператор рекомендует все, начиная от архитектора, заканчивая поставщиком дверных ручек и мебели. А поскольку западные партнеры лучше знают свой рынок, то выполнение их рекомендаций стоит весьма недешево. Хотя товары того же уровня вполне можно закупить и в России.
В ходе переговоров оператор старается представить себя как профессионала высокого класса, на бумаге он не берет на себя обязательств ни по экономическим показателям, ни по среднегодовой загрузке отеля. Само соглашение подразумевает полную непрозрачность финансовых потоков для владельца отеля. Собственник получает ежегодную отчетность, и на этом его информированность о движении денежных средств ограничивается.
"Такая практика в корне неправильна, поскольку владелец не может контролировать управляющего, что нарушает древний принцип "доверяй, но проверяй", - добавляет И.Галицин. - В случае с иностранными гостиничными операторами владелец не может контролировать, правильно ли расходуются средства, не приобретаются ли товары и услуги по завышенным ценам".
Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU