Напомним, что два года назад, когда было принято решение о сносе "России", был устроен инвестиционно-архитектурный конкурс по застройке Зарядья.
Как вчера напомнил Юрий Лужков, конкурс задавал вполне определенные условия: малоэтажная застройка (не выше пяти этажей), максимальное воссоздание планировки исторического района, традиционная московская архитектура, не заслоняющая, а подчеркивающая соборы Кремля, храм Василия Блаженного, а также церкви и памятники Варварки. И — сохранение киноконцертного зала "Россия": если не самого здания, то его функции.
Новость первая, слухи о которой ходили давно, — старый киноконцертный зал "Россия", о сохранении которого хлопотал целый сонм народных и заслуженных артистов, все-таки пойдет под снос. В проекте сэра Фостера его преемник, сверху похожий на вогнутую шайбу с глазами, становится доминантой нового пространства. Как объемно — по своим масштабам он затмевает даже Кремлевский Дворец съездов, так и функционально — кроме концертного зала на 3,5 тысячи мест в нем предусмотрена также филармония на 1200 мест и "варьете" на 500. На крыше — банкетный зал на 1000 мест, а перед зданием — громадная площадь, выходящая к Москве-реке и сравнимая по размерам с Красной.
Новость вторая — все это хай-тековское великолепие строго геометрически окружает шести-восьмиэтажная (а не трех-пятиэтажная, как было задано условиями конкурса) застройка, еще и поднятая на двухэтажном стилобате. В зданиях должны разместиться 5-звездочные отели на 2000 мест, кафе и рестораны. В самом стилобате — парковка на 2000 мест. Реверансом в сторону исторической памяти места предусмотрено восстановление одной из десятков снесенных в начале XX века церквей.
Пытаясь выжать как можно больше из заданного района, вся эта мощная геометрия почти вплотную приближена к набережной и не спускается к Москве-реке, следуя за рельефом холма, а практически нависает над ней — что, как подчеркивали многие выступающие, прямо противоречит московской традиции.
— Я бы не хотел, чтобы москвичи, увидев этот проект, сказали, что мы поторопились со сносом "России", — главный архитектор Москвы и один из помощников сэра Фостера Александр Кузьмин, прослушав выступления десятков коллег, был вынужден согласиться с большинством. — Для чего мы ее сносили? Чтобы наконец увидеть с набережной на только Спасскую башню Кремля, но и купола Василия Блаженного. А в итоге получили, что и башни Кремля закрыты. Не говоря уже о малоэтажных памятниках Варварки и Кремлевской стене, которые на фоне всего этого великолепия выглядят просто игрушечными. А вот овальная форма киноконцертного зала мне нравится — в Москве такого еще не было.
На овальной форме поставил крест уже мэр.
— Нигде в Москве, да и в России, кажется, тоже, нет такого круглого здания в самом центре, — сказал Лужков. — Может, я уже совсем постарел, все-таки 70 недавно отметил, но все-таки это не московское. Скорее какой-то стадион напоминает. Да и все остальное очень большое — опять всадили сюда крупняки! Срезать бы этажность.
Заметно порозовевший к концу двухчасового урока по москвоведению сэр Фостер взял слово. Английская сдержанность не подвела — мастер пообещал учесть все замечания, снизить этажность, учесть рельеф, но заметил, что коммерческая составляющая проекта при таком подходе заметно пострадает.
— Мы, понимая всю значимость этого места для города, готовы пойти на уступки инвесторам и найти возможность компенсировать им то, что мы сейчас так серьезно подкорректировали, — пообещал Лужков. — Коллеги, поаплодируйте мастеру, мы увидели сегодня потрясающую работу. Просто здесь мы хотим видеть ее чуть более московской.
Виктория Волошина Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU