Все больше розничных сетей решают самостоятельно заняться строительством торговых центров. Вслед за "Копейкой" два таких объекта в Подмосковье решил построить "Самохвал". Эксперты считают, что заниматься не свойственным для себя бизнесом ритейлоров заставляет нехватка качественных торговых площадей - впрочем, для многих торговцев девелопмент оказывается вполне выгодным бизнесом.
Компания "ВиК-Холдинг ", в которую входит сеть продовольственных магазинов "Самохвал", приняла решение о строительстве торговых центров в Подмосковье. Сейчас "Самохвал" представлен 52 магазинами в Москве - 20 универсамами площадью от 500 до 1500 кв.
м и 32 небольшими, до 500 кв. м, магазинами, торгующими через прилавок. На 1 июля намечено открытие пятиэтажного торгового центра "Самохвал" площадью 5700 кв. м в Коломне, а в августе должен открыться трехэтажный торгцентр площадью 9500 кв. м в Протвине, сообщили в пресс-службе "Самохвала", а источник в компании, пожелавший сохранить анонимность, уточнил, что рассматривается возможность строительства торговых центров "Самохвал" в подмосковной Дубне и Рязани.
Планы по открытию торгово-развлекательных центров в Центральном регионе существуют и в ТД "Копейка". При этом наряду с вариантом самостоятельного строительства "Копейка" рассматривает возможность привлечения других сетей в качестве соинвесторов.
Замдиректора департамента коммерческой недвижимости консультационной компании Paul's Yard Алексей Могила считает, что девелоперские проекты ритейлоров являются "нормальным движением по диверсификации бизнеса". "Инициировать строительство - это уже девелоперский бизнес, - говорит он. - Многие крупные сети строят коммерческую недвижимость для себя. Некоторые из них строят площади для продажи или сдачи в аренду, потому что это выгодный бизнес". Аналитики выделяют несколько причин, по которым торговцы идут в девелопмент: во-первых, арендные платежи - весомая статья доходов, во-вторых, покупательский поток в магазине, размещенном в торгцентре, выше, чем в отдельно стоящем, в-третьих, строительство торговых центров воспринимается местными чиновниками как "приход цивилизованной торговли" и помогает ритейлору выстроить с ними отношения.
А вот Анна Ширяева, гендиректор компании "Магазин магазинов", убеждена, что раз торговля и девелопмент - разные бизнесы, то торговые центры, открываемые ритейлорами, получаются "несбалансированными с точки зрения соблюдения интересов всех [присутствующих там] сетей". Например, Ширяева считает, что площадь торгцентра, который "Самохвал" строит в Протвине, чересчур велика для этого города. Председатель совета директоров сети "Патэрсон" Алексей Мауергауз согласен, что, в принципе, каждый - и ритейлор, и девелопер - должен заниматься своим делом, но сам "Патэрсон" торговые центры вынужден строить из-за нехватки подходящих торговых площадей.
У "Патэрсона" сейчас три торговых центра - в Люберцах (12 000 кв. м) , Жулебине (6000 кв. м) и Орехове-Борисове (6000 кв. м). Часть площадей в них сдается в аренду. По словам Мауергауза, в мае откроется торгцентр площадью 17 000 кв. м в Бирюлеве, а в ноябре - на 6000 кв. м в Балашихе.
Наиболее известный девелопер среди розничных сетей - "Рамэнка". Из 26 входящих в нее магазинов "Рамстор" шесть расположены в собственных торговых центрах компании, причем из примерно 200 000 кв. м площадей, принадлежащих "Рамэнке", почти 150 000 кв. м сдаются в аренду. В планах компании - открытие "Рамстор-Сити - 2" площадью 115 000 кв. м (площадь гипермаркета - 10 558 кв. м) на проспекте Вернадского, сообщили в "Рамэнке". Возможно, в ближайшем будущем откроется второй торговый центр "Рамстор" площадью до 20 000 кв. м в Подмосковье (первый расположен в Подольске).
Еще один "девелопер от розницы" - компания "Русские Торговые Сети" (РТС) , созданная совместно сетями "М. Видео", "Спортмастер" и "Старик Хоттабыч". В задачи компании входит открытие торговых центров, где якорными операторами становятся ее учредители, а свободные площади продаются или сдаются в аренду. Сейчас у РТС всего один торгцентр - "Лига" в Химках.
Консультант Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева отмечает, что совмещение розничного и девелоперского бизнеса - особенность, характерная именно для российского рынка. Никуличева говорит, что на Западе существует практика, когда ритейлор привлекает арендаторов в торговые галереи, но это не рассматривается как дополнительный бизнес. "Только в России IKEA открывает торговые центры "Мега" - нигде в мире она больше не занимается этим", - отмечает консультант.
Вице-президент девелоперской структуры АФК "Система" - "Система-Галс" - Андрей Закревский говорит, что крупным девелоперам в области торговой недвижимости еще только предстоит появиться. "Сейчас девелоперские компании строят единичные комплексы - это не тот уровень", - говорит Закревский. Он рассказал, что у "Системы-Галс" есть проект по строительству в 25 российских городах торгово-развлекательных комплексов площадью около 15 000 кв. м. Якорным арендатором там станет "Детский мир", который также входит в АФК "Система". До конца года Закревский рассчитывает определиться с другими арендаторами.
Юлия Ярош Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU