Тема строительства под землей для Москвы не нова. Освоение этого пространства началось еще в 30‑е годы прошлого столетия при закладке метрополитена. Сегодня внимание созидателей вновь приковано к данному вопросу, поскольку он дает простор для творчества и позволяет пополнить инфраструктуру новыми объектами, — такое мнение выразил столичный мэр Юрий Лужков в приветственной речи на открытии III Международной специализированной выставки «Подземный город».
Экспозиция, прошедшая с 25 по 27 января 2006 года в Гостином Дворе, позволила познакомиться с лучшим опытом подземного строительства, накопленным в крупнейших мегаполисах мира. Участки для коммерческого строительства там традиционно в дефиците — как и в Москве: на тысячу жителей в нашем городе приходится менее 100 квадратных метров торговых площадей (для сравнения — в среднем по Европе в четыре раза больше).
Надо сказать, что проектами коммерческой недвижимости в российской столице заинтересовались крупные инвесторы, готовые к масштабным вложениям. Их привлекают прежде всего большие площадки в центре города, поскольку именно там торговые объекты могут гарантировать стабильный доход. Власти со своей стороны стремятся за счет таких финансовых вливаний улучшить московскую инфраструктуру. Поэтому в последнее время на инвесторов возлагают обязанности, связанные со строительством автомобильных развязок, дополнительных путепроводов и тоннелей.
Перспективность подземного строительства поняли многие руководители крупных компаний, выбравшие это направление деятельности в качестве основного. Так, участниками выставки стали 137 организаций: Мосметрострой, «Ингеоком», «Система Галс», «Новое кольцо Москвы», Wirth (Германия), Casagranda (Италия). Были широко представлены научные и проектные институты: Метрорипротранс, НИИ-Мосстрой, Канаслстройпроект, МНИИТЭП и др. Общая площадь экспозиции составила 1700 кв. м.
Сегодня Москва — средоточие подземного строительства: здесь возводят транспортные развязки, подземные паркинги и торговые центры, прокладывают линии метрополитена, тоннели, сотни километров инженерных коммуникаций. В качестве свежих примеров можно привести появление крупнейшего в Европе Лефортовского автодорожного тоннеля, торгово‑рекреационного центра «Охотный Ряд», десятиэтажного паркинга около станции метро «ВДНХ», транспортного подземного комплекса в «Москве‑сити», вокзала в аэропорту Внуково. Эти сооружения свидетельствуют о высоком уровне развития в городе инженерного проектирования и технологий. Новые объемно-планировочные решения использованы при продолжающемся ныне строительстве Краснопресненского проспекта, особенностью подземной части которого являются расположенные в одном тоннеле автомагистраль и линия метрополитена.
И, конечно, возведение каждого крупного объекта в столице предусматривает активное освоение подземного пространства с помощью сложной, иногда уникальной техники. Специалисты считают, что качество строительства в Москве изменилось после сооружения подземного торгового комплекса «Охотный Ряд»: именно он стал отправной точкой для использования самых передовых методов и технологий. Сегодня эти способы позволяют заложить фундамент нового дома рядом с основанием исторического здания или углубить уже существующее на один-два этажа (а подземную часть Большого театра сделать вообще пятиэтажной).
Потенциал такого рода строительства, несомненно, велик. Как заявил Юрий Лужков, в ближайшее время будет реализовано еще несколько проектов, в том числе на уровне «минус первый этаж» возведут как минимум два торговых комплекса: на Павелецкой и Пушкинской площадях.
Современные условия развития города требуют не только освоения подземного пространства, но и возведения многоэтажных зданий. Неслучайно одним из разделов выставки стала тема высотного домостроения, также вызвавшая интерес у специалистов и общественности. Ведь это то, чем мегаполис не может не воспользоваться. В Америке, Западной Европе, Юго-Восточной Азии и арабских странах небоскребы уже давно стали неотъемлемой деталью городского пейзажа, сегодня черед России. Практика показала, что в условиях дефицита земли в Москве целесообразно возводить здания высотой в 30–50 этажей. К тому же это продиктовано соображениями престижа и позволяет придать городу современный архитектурный облик.
Данный вид строительства для нас также не нов: в послевоенные годы было создано семь первых высоток, ставших символами столицы. Сегодня, через 40 лет, москвичи вспомнили эту практику, поняв, однако, что она нуждается в модернизации и усовершенствовании. Специалистами поднят вопрос подготовки современной отечественной нормативной базы проектирования многоэтажных домов, для чего необходимо использовать зарубежный опыт. Отметим, что правительством города уже утверждены две части нормативов, разработанных для высотного строительства, которые, впрочем, пока носят временный характер. Кроме того, одной из наиболее актуальных задач является разработка отечественных технологий по обслуживанию многоэтажных зданий, а также обучение специалистов, которые будут осваивать сложное оборудование. Поэтому к реализации высотных проектов запланировано привлекать представителей зарубежных архитектурно‑строительных компаний.
В целях реализации идеи о современных столичных высотках была разработана городская комплексная инвестиционная программа «Новое кольцо Москвы». Согласно ей к 2012 году в городе появится около 60 небоскребов. Сейчас работа в полном разгаре: в 2006 году на аукцион выставлено 13 площадок, а в 2007‑м будет продано 15 участков. Уже построено несколько многоэтажных зданий: крупнейший в Европе комплекс «Триумф-палас», «Алые паруса», «Воробьевы горы» и др. Возведенные объекты попадают в поле исследований и мониторинга городских властей и специалистов подобного строительства, и уже сегодня им есть чем поделится с коллегами.
Раздел «Высотное домостроение» позволил осветить все аспекты возведения современных зданий повышенной этажности, особенности объемно-планировочных и конструктивных решений, технологий и материалов, провести круглые столы с привлечением иностранных специалистов. На стендах экспозиции можно было ознакомиться с проектами объектов в макетах и планах. Создатели мероприятия организовали специальные экскурсии, в ходе которых всем желающим были показаны наиболее значимые работы компании «Светосервис» по архитектурному освещению Москвы, а также продемонстрировано бессветофорное движение по Третьему транспортному кольцу.
Особо отмечены на выставке достижения отечественной науки в разработке тоннелепроходческих технологий. В настоящее время удалось создать целый ряд «прорывных» методик (микро- и макротоннелестроение), которые позволили подняться на более высокий уровень по сравнению с советскими временами. Например, появились комплексы, которые помогают прокладывать тоннели большого диаметра, как, скажем, Лефортовский — диаметром более 17 метров. При его сооружении была применена высокая технология, не требующая участия людей, — все операции автоматизированы. Еще один пример — бестраншейная прокладка коммуникаций, позволяющая провести трубы глубоко под землей на значительное расстояние, не мешая нормальной жизни города (без разрытых ям и гор мусора).
Освоение нового пространства — это веление времени, обусловленное социальными и экономическими факторами.
Благодаря строительству высотных и подземных сооружений сегодня может быть максимально эффективно использована большая часть городской среды. За рубежом возведением подобных объектов занимаются с 20‑х годов XX века, а в России данный процесс только набирает ход. Именно поэтому проведение выставки «Подземный город» столь актуально сегодня. Несомненно, она привлекла внимание руководителей федеральных и муниципальных образований, ведущих отечественных и зарубежных компаний, специализирующихся на строительстве такого рода сооружений, производителей и поставщиков оборудования и технологий, инвесторов, научно-исследовательских и проектных организаций.
Юлия Милованова Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU