Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » В центре внимания девелоперов торговых центров

 

В центре внимания девелоперов торговых центров

 

 

Торговая недвижимость Москвы ежегодно прибавляет по полмиллиона квадратных метров. Торговые центры площадью более 50 000 кв. м перестали быть редкостью на рынке, а в ближайшие 2-3 года эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение их числа. Между девелоперами начинается борьба за присутствие в ТЦ лучших арендаторов. Магазины марок Mexx, Zara, Jennyfer, Motivi, Accessorize и других становятся желанными якорными арендаторами, привлекая посетителей.

загрузка...

 

 



Ставки аренды растут уже не столь высокими темпами, как в предыдущие годы. В неудачных объектах происходит их снижение, а владельцы удачных постепенно переходят при выставлении цен от фиксированных величин к проценту от оборота. Доходность торгового сектора по-прежнему остается самой привлекательной на рынке коммерческой недвижимости — в среднем 15-17% годовых.

Крупные и динамичные

“В 2005 г. рынок торговых помещений активно развивался, о чем свидетельствует большой объем нового предложения. Девелоперов побуждают к новому строительству высокий спрос на площади в торговых центрах и высокая доходность этого сегмента” — это мнение Сергея Колегова, генерального директора компании Prime City Properties, отражает общий настрой рынка. В ближайшие несколько лет предложение качественных торговых помещений в Москве должно существенно возрасти благодаря строительству ряда крупных объектов, как в центральной, так и в периферийной части города, утверждают аналитики Swiss Realty Group. Эта тенденция началась еще в прошлом году, когда в столице появился первый ритейл-парк.

В прошлом году, отмечают в компании Colliers International, на столичный рынок вошли или декларировали намерение о его освоении целый ряд западных игроков: Kingfisher, Saturn, Real, Decathlon. На рынке были заключены первые инвестиционные сделки. Knight Frank приводит следующие примеры: ПФГ “БИН” приобрела Мосстройэкономбанк и принадлежащий ему ТЦ (“Смоленский пассаж”), группа “Декра” купила блокирующий пакет (25%) акций ОАО “Манежная площадь” (подземный ТК “Охотный ряд”), “Даев Плаза” уступила ТЦ “Европарк” на Рублевском шоссе компании “Лигастройпроект”, General Investment Group стала собственником универмага “Москва”. Специалисты Knight Frank ожидают в недалеком будущем увеличения числа инвестиционных сделок.

Результатом развития российского рынка ритейла стало появление новых форматов торговли. В течение 2004-2005 гг. в Москве открылся ряд гастрономических бутиков — Fauchon, “Азбука вкуса”, Hediard, “Глобус Гурмэ”. О планах по открытию гастрономического бутика в России в 2006 г. заявила и французская компания Petrossian. Расширение данного формата говорит о появлении новых групп потребителей, выбирающих продукты элитного ценового сегмента, считает Колегов. В марте 2006 г. группа компаний “Ташир” совместно со швейцарским партнером “Аксен Эстейт” вышла на рынок ритейла с пилотным проектом — гипермаркетом товаров для дома “Наш дом” (7000 кв. м).

В числе значимых проектов этого года эксперты называют “Европейский” (180 000 кв. м, площадь Киевского вокзала), “Алые паруса” (почти 99 000 кв. м, ул. Щукинская, вл. 42), вторую очередь универмага “Семеновский” (41 000 кв. м, Семеновская пл., 1) и “Глобал Сити”, (34 000 кв. м, ул. Кировоградская, 14).

В феврале 2006 г. компания “Хаммер АГ” анонсировала строительство в партнерстве с “Маркткауф” нового торгово-развлекательного центра в Новокосине между 4-м километром МКАД и Суздальской улицей. По сообщению компании, на площади в 78 000 кв. м разместятся специализированные магазины электроники, бутики, кинотеатр, рестораны и т. д.

Закладка фундамента планируется на осень 2006 г., но компания уже объявила о сдаче площадей в аренду.

Компания “Стройинком-К” уже начала обустраивать наземную часть центрального ядра “Москва-Сити”, окончание работ намечено на 2007-2008 гг. Проект предусматривает сооружение большого стеклянного купола, под которым расположится рекреационная зона с торговыми, развлекательными и выставочными помещениями. Общая площадь объекта составит 150 000 кв. м, его разобьют на четыре зоны, каждая из которых будет символизировать определенное время года.

Одним из решений проблемы нехватки земельных участков под застройку эксперты называют подземное строительство, развивающееся все активнее. В 2006 г. стартовал масштабный проект реконструкции площади Тверской Заставы, включающий строительство подземного ТРЦ “Молл Тверская Застава”. На пяти подземных уровнях расположатся торговый центр площадью 53 000 кв. м и паркинг на 1410 машино-мест. Девелопер проекта “Стройинком-К” планирует завершить его в 2007 г. Правда, не надо забывать, говорит Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Consulting, что себестоимость подземных проектов выше, чем обычных ТЦ, в то время как риски девелоперов больше.

В начале года аналитики отметили и первые признаки насыщения рынка. “Процесс сдачи в аренду площадей в менее удачных новых торговых центрах заметно усложнился, на рынке уже есть примеры торговых центров, которые более полугода были заполнены лишь наполовину”, — говорит Нина Новикова, начальник отдела исследований торговых помещений NG/CBRE. По ее словам, в практику московского рынка входят сделки купли-продажи действующих торговых центров. Недавно открытый ТЦ “Квадро” был выставлен на продажу по цене около $5000 за 1 кв. м. Причиной продажи объекта стал уход владельца торгового центра — компании “Партия” (сети бытовой техники и электроники) из розничного бизнеса. “Европарк”, открывшийся в мае 2005 г., был продан через семь месяцев и временно закрыт для репозиционирования, приводит примеры Новикова.

Ставки сделаны

Средневзвешенные арендные ставки в качественных торговых центрах в январе 2006 г. составили $2284 за 1 кв. м в год в центре, повысившись с ноября 2005 г. более чем на $500, говорит Олеся Лонгус, аналитик отдела исследований компании СW/SR. В других районах ситуация была иной: арендные ставки несколько снизились — с $812 за 1 кв. м в год в ноябре 2005 г. до $794 за 1 кв. м в год в январе 2006 г. По ее мнению, высокие ставки в центральном районе объясняются низким уровнем свободных помещений в качественных ТЦ: в январе 2006 г. он составил чуть более 1%. Она прогнозирует в этой зоне дальнейшее повышение арендных ставок, в других же районах средневзвешенные арендные ставки останутся стабильными еще как минимум несколько месяцев. Аналитики Colliers International уточняют, что ставки снизились для операторов, предлагающих мобильное и цифровое оборудование, а также в связи со снижением темпов развития операторов сектора “Подарки” упали ставки в этом сегменте. “Ставки на 12 лучших коридорах Москвы продолжают расти”, — резюмирует Лонгус. По информации Astera Oncor, самыми высокими остаются арендные ставки в торговых центрах престижных торговых коридоров — они составляют $3000-5000 за 1 кв. м в год, стоимость площадей спальных районов держится на уровне $600-2000 за 1 кв. м.

Ставки аренды в торговых центрах различаются в зависимости от профиля арендатора и занимаемой им площади, говорит Колегов. “Якорным арендаторам, занимающим несколько тысяч квадратных метров (гипермаркеты и т. д.), владельцы предоставляют значительные скидки, и ставки аренды для них в среднем составляют $100-400 за 1 кв. м в год. Для бутиков в торговой галерее арендные ставки гораздо выше, особенно для ювелирных и сувенирных магазинов, салонов мобильной связи — $1000-4000”, — отмечает эксперт.

Оборот розничной торговли в Москве, по данным Департамента потребительского рынка, в 2005 г. превысил 1,5 трлн руб. По данным Knight Frank, общий объем предложения торговых центров современного формата достиг в прошлом году 2,9 млн кв. м, увеличившись на 530 000 кв. м. Четыре наиболее крупных ТЦ – почти 56% общего предложения 2005 г. – были введены в спальных районах ЗАО и ЮЗАО. Средний уровень арендных ставок в торговых центрах, утверждают аналитики Noble Gibbons/CB Richard Ellis (NG/CBRE), держится на уровне $600–800 за 1 кв. м в год (без НДС). Самые низкие ставки в $150–300 у якорных операторов; больше всех, до $3700 за 1 кв. м в год, платят мелкие арендаторы, занимающие площади до 10 кв. м. Средний уровень вакантных площадей в качественных торговых центрах в 2005 г. составил 0,7%, утверждают аналитики Сushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko (СW/SR). В 2006 г., по их прогнозам, он также не превысит 1%.


Наталья Самарина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "В центре внимания девелоперов торговых центров":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

На всякий пожарный. Чиновники намерены временно закрыть торговый центр «Икеа в Нижнем Новгороде

Позволив компании « ИКЕА Мос» открыть торговый центр с нарушениями противопожарной безопасности и без акта госприемки, чиновники теперь намерены обратиться с иском в суд о временном закрытии ТЦ. Представители компании недоделки в здании признают, но готовы устранить их без приостановки торговли.

» Безопасность бизнеса - 2623 - читать


Шопинг-перекус. Правила работы на рынке фуд-кортов в торговых центрах

Московские магазины испытывают бум покупательской активности. Девелоперы торговых центров давно поняли, что потенциальных клиентов нужно привлекать не только сезонными скидками, но и возможностью совмещать полезное (шопинг) с приятным (семейный досуг и развлечения). В связи с этим у современных торгово-развлекательных центров непременный атрибут — наличие фуд-кортов, позволяющих перекусить, не покидая гостеприимных стен торгового центра.

» Маркетинг - 6818 - читать


Налог на добавленную стоимость – в центре внимания

Журнал «Главбух» / С 1 января 2004 года с 20 до 18 процентов снизилась ставка налога на добавленную стоимость. В связи с этим МНС России, пытаясь решить проблемы налогоплательщиков, подготовило ряд документов. Одни из них касаются уплаты налога в переходный период, другие – сложных моментов в исчислении НДС.

» Бухгалтерия и аудит - 1837 - читать


Девелоперы клонируют удачные концепции торгово-развлекательных центров

Новые форматы торговой недвижимости, о необходимости которых так много говорят консультанты, в Москве приживаются не слишком активно. Девелоперы по-прежнему предпочитают зарабатывать на хорошо зарекомендовавших себя проектах торгово-развлекательных центров. Такая ситуация, по оценкам участников рынка, сохранится еще как минимум пять лет.

» Бизнес Недвижимость - 2461 - читать


Девелоперы торговых центров уходят на окраины столицы и в российскую глубинку

Рынок торговых площадей столицы переходит в стадию зрелости: сюда приходят новые иностранные сети, форматы магазинов, как и арендуемые площади, укрупняются. Московские девелоперы начинают осваивать города с населением менее 0,5 млн человек. По данным Colliers International, в первом полугодии 2007 г. в Москве открылось пять торговых центров, предложение увеличилось, таким образом, на 263 000 кв. м (торговой площади (GLA) — на 116 000 кв. м).

» Бизнес Недвижимость - 2138 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » В центре внимания девелоперов торговых центров

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru