Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Вдали: Склад — всему голова

 

Вдали: Склад — всему голова

 

 

Бурное развитие сектора ритейла в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) повлекло за собой изменение требований к складским комплексам. Аналитики крупнейших международных исследовательских компаний — Jones Lang LaSalle и DTZ отмечают, что в ближайшие лет пять сектор складской недвижимости в странах ЦВЕ будет развиваться опережающими темпами по отношению к другим сегментам рынка недвижимости.

Где растут склады

Существующий массив складских помещений можно условно разделить на два вида. К первому относятся оборудованные складские помещения в составе крупных офисных комплексов. Как правило, подобные офисные центры находится в черте города, нередко на территории бывших и существующих промзон.

загрузка...

 

 

Другая разновидность складов — логистические и дистрибьюционные центры. К их строительству предъявляются довольно жесткие требования. По мнению менеджера по PR компании Ernst & Young (Poland) Марии Бниньска, крупные складские комплексы должны располагаться на территории, характеризующейся как “зона вторичной экономической важности”. Еще одно обязательное требование к крупным складским комплексам — хорошая транспортная доступность. Вот почему все чаще такие помещения возводятся параллельно трассам строящихся основных региональных транспортных магистралей.

Бескультурное наследие

Развитие сектора складской недвижимости в странах ЦВЕ подвержено нескольким ключевым тенденциям. Этот сектор начал активно развиваться в странах ЦВЕ в начале 1990-х, когда в страну пришли крупные международные сетевые операторы. В ряде случаев, приобретая или арендуя здание для своих нужд, они были вынуждены самостоятельно возводить или оборудовать на территории комплекса современные склады. Существовала, однако, альтернатива — использовать “подножный корм” в виде отдельно стоящих зданий.

Впрочем, подобные помещения могли рассматриваться лишь как временный вариант, поскольку они по многим параметрам не соответствовали нормативам для складских комплексов, установленным в европейских странах. В числе основных претензий арендаторов фигурировали сравнительно низкие потолки — 6-8 м, отсутствие подъездных путей и возможностей для квалифицированной и своевременной уборки помещений. Все это явилось причиной для объединения усилий крупных сетевиков, международных и региональных девелоперов. Сектор складских комплексов в странах ЦВЕ стал развиваться опережающими темпами уже в конце 1990-х гг.

Польша традиционно лидирует в группе стран ЦВЕ по оснащенности складскими помещениями. Но даже несмотря на это, польский рынок находится в зачаточном состоянии. На сегодня значительная доля складских помещений находится вблизи столицы государства — Варшавы, хотя строятся современные складские комплексы и в других крупных районных центрах.

Варшава как бы обрамлена тремя кольцами складских комплексов. Первое, самое престижное, находится в центральной части города. Здесь, как правило, арендуются площади не более 2000 кв. м. Продукция со складов отвозится непосредственно в магазины города. Следующее, второе складское кольцо находится в радиусе 15-40 км от центра и включает в себя крупные современные складские комплексы Blonie, Ozarow и Piaseczno. В них традиционным спросом пользуются площади размером 3000-8000 кв. м. Третье, последнее кольцо находится в радиусе 50 км от Варшавы, вблизи транспортных магистралей, ведущих из Варшавы в крупные районные центры — Познань, Лодзь и Катовице. “Единицей измерения” на территории подобных комплексов является площадь в 10 000 кв. м. Именно в таких масштабах оперируют международные и крупные национальные компании.

Второе после Варшавы место по строительству складских комплексов занимает другой крупный город — Познань. Это объясняется постоянно укрепляющимися связями с соседней Германией.

Развивается индустрия складских комплексов и на территориях, прилегающих к строящейся магистрали национального значения Катовице — Дрезден, которую планируется сдать в эксплуатацию в 2009 г. Освоение этой трассы, в свою очередь, позволит повысить объемы перевозок в такие крупные города, как Краков и Вроцлав.

Что касается общих тенденций, то самыми востребованными являются складские помещения площадью 700-2000 кв. м на территории офисных комплексов (как правило, в черте города) и площади размером 10 000 кв. м и более на территории логистических парков.

Арендные ставки на складские помещения в черте Варшавы составляют 4,5-5 евро за 1 кв. м. в месяц. За пределами Варшавы современное складское помещение можно арендовать дешевле — в среднем за 3,25-4,7 евро за 1 кв. м в месяц.

Аналогичная ситуация в секторе складских помещений сложилась и в Венгрии. Как и в Польше, весь их комплекс (общей площадью 2 млн кв. м) состоит из двух видов площадей — переоборудованных под складские нужды производственных корпусов и новых зданий, построенных по западным стандартам с учетом новейших технологий. Главные складские комплексы сосредоточены на окраинах Будапешта. Примечательно, что в Венгрии доля бывших промышленных корпусов, построенных главным образом в 1950-1960-е гг., составляет 80% в общей массе складских площадей страны. Они не только морально устарели, но и физически изношены.

Пионерами в области девелопмента складов, как и в ряде стран ЦВЕ, в Венгрии стали крупные торговые операторы, например Auchan и Tesco, возводившие складские комплексы для своих нужд. Спрос на складские помещения по-прежнему диктуют крупные международные компании — французские, немецкие, итальянские и австрийские.

Сейчас развитие складских комплексов в Венгрии происходит главным образом на территории “золотого треугольника” Будапешт — Дьер — Секешфехервар. На территории последнего разместилось целых три бизнес-парка, в которых довольно значительные площади отведены под складские комплексы. По мнению старшего аналитика венгерского отделения компании Cushman & Wakefield/Healey & Baker Илоны Харди, ценовая ситуация на рынке аренды складских помещений в настоящее время характеризуется как стабильная. По данным Cushman & Wakefield/Healey & Baker, стоимость аренды складских помещений в Будапеште составляет в среднем 9,5-11 евро за 1 кв. м в месяц. Однако уже скоро потребность в опережающем развитии сектора складской недвижимости будет реализовываться и далеко за пределами Будапешта. По мнению Илоны Харди, наиболее перспективной для развития складских комплексов территорией на ближайшие годы представляется юго-запад страны, где пересекаются три важнейшие трассы.

Чехия представляет собой одно из наиболее сильных звеньев сектора складской недвижимости в странах ЦВЕ. Вместе с тем, по мнению отдельных участников регионального рынка коммерческой недвижимости, ситуация со складами в этой стране до сих пор остается “невнятной”, несмотря на поступательное развитие сектора. Усилия правительства страны, направленные на развитие основных трасс — с севера на юг Чехии, — явно не удовлетворяют запросам крупных международных торговых операторов, которые хотели бы работать в условиях более разветвленного транспортного снабжения.

Что касается столицы Чехии — Праги, самыми популярными направлениями размещения складских помещений являются юг и запад города. Общая площадь современных складских площадей в столице Чехии составляет сейчас 800 000 кв. м. За пределами Праги складские комплексы возводятся главным образом неподалеку от основных транспортных магистралей и в направлении с запада на восток по маршруту Розвадов — Пльзень — Прага — Брно — Острава.

В целом каждый из регионов страны ориентирован на конкретные отрасли промышленности. Это определяет развитие складских комплексов в том или ином регионе. Так, по соседству с аэропортом города Брно, расположенного на пути в Австрию и Словакию, был построен индустриальный парк, значительное место на территории которого отводится складским площадям. Другой крупный районный центр — Острава — решил “подтянуть” производителей продукции легкой промышленности, и теперь здесь возводятся складские комплексы в соответствии с их нуждами. Наиболее демократично подходят к строительству складов в городе Чешские Будейовицы, где в настоящее время реализуется целых три промышленных проекта.

За последние два года в Чехии увеличилось количество складских площадей в составе логистических парков. В этот период были сданы в эксплуатацию логистические парки D1 и Airport, а также расширен логистический парк Rudna. По данным компании Colliers International, за прошедший год рынок складских помещений в Чехии вырос практически на 20%.

Несмотря на то что Словакия пока что не догнала соседнюю Чехию ни по объемам складского строительства, ни тем более по прямым иностранным инвестициям в этот сектор, ее перспективы в области девелопмента современных складских комплексов оцениваются как одни из лучших в странах ЦВЕ. Не в последнюю очередь потому, что в рамках ЕС ей уготована роль индустриально развитой державы. Современные складские комплексы класса А еще только начинают появляться в столице Словакии — Братиславе. В качестве наиболее удачных примеров можно привести расположенную в восточной части города штаб-квартиру компании Coca-Cola, совмещенную со складским комплексом.

Передовики производства

Одной из самых значительных инвестиционных сделок в секторе складской недвижимости Венгрии стало недавнее приобретение

австрийским фондом Europolis Invest комплекса Airport Business Park и логистического комплекса M1 Business Park у американской компанией AIG/Linkoln. По оценке специалистов компании DTZ, сумма сделки составила 150 млн евро.

Чешские складские комплексы также привлекают крупных международных инвесторов, специализирующихся в сфере недвижимости. Так, голландская компания Redevco приобрела два здания площадью 10 000 кв. м каждое.

А для реализации одного из крупнейших в Венгрии проектов Harbor Park, возведенного на окраине Будапешта на территории площадью 47 га, объединились инвесторы из нескольких стран — международные компании Lehman Brothers International и Heitman International и венгерские Crow Holdings Hungary и Hungarian Wallis Real Estate.

За последние несколько лет увеличился объем кредитования на строительство складских комплексов. Например, ЕБРР предоставил компании Europa Distribution Center кредит размером $15 млн на строительство комплекса Europa Park в пригороде Варшавы Мсжонов. Комплекс будет состоять из 15 корпусов, на его территории появится свыше 300 000 кв. м современных складских площадей.

Проекты и прогнозы

При сохранении существующих темпов строительства складов потребуется еще 2-3 года, чтобы полностью удовлетворить потребности арендаторов стран ЦВЕ в современных складских комплексах.

Наиболее удачно реализованные складские комплексы в странах ЦВЕ объединяет то, что практически в каждом из них есть один или несколько якорных арендаторов, на которых, собственно говоря, “клюют” все остальные. Например, один из лучших образцов в Польше — складской комплекс Janki на окраине Варшавы, в котором арендуют площади крупные непродовольственные сетевики — IKEA и Pratiker.

В числе лучших современных складских комплексов класса А в Варшаве и окрестностях можно назвать также комплекс Alliance Logistic Center площадью 90 000 кв. м в Блони, построенный американской компанией Menard Doswell & Co. Неподалеку, тоже в Блони, размещается другой крупный объект — ProLogis Park Blonie, возведенный компанией ProLogis. Его площадь составляет 36 000 кв. м, а среди якорных арендаторов — крупнейшие международные компании, например Polifarb и L'Oreal. Еще один крупный складской комплекс — Zeran Park в Варшаве. Его площадь — 50 000 кв. м. Все эти объекты были возведены в период с 1999 по 2001 г.


Елена Шувалова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Вдали: Склад — всему голова":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota решила прыгнуть выше головы

Toyota объявила, что начиная с ноября этого года в продажу поступит новое поколение модели Camry. По словам представителей японской компании, новая Toyota Camry сделает значительный шаг вперед и будет конкурировать в Европе не с Opel или Honda, а с такими компаниями, как Mercedes, BMW и Audi . Заявление, достаточно серьезное, которое обязывает ко многому.

» Японские автомобили - 1897 - читать


Toyota Avensis: Удобство во всем

В тесте участвуют автомобили: Toyota Avensis Такова традиция ведущих производителей: что ни год, то новый штрих в образе той или иной модели, дабы вновь привлечь к ней внимание. Особенно преуспевают в этом японцы.

» Японские автомобили - 2520 - читать


Хлеб – всему голова!

Покажите мне человека, который мог бы устоять перед запахом свежеиспеченного хлеба. Я таких не знаю. Наверное, азы кулинарии идут с того времени, когда человек додумался поджарить протертое зерно, смешанное с водой и присыпанное золой, а не тогда, когда он стал жарить на костре мясо.

» Здоровый образ жизни - 6466 - читать


Спина – всему голова

Проблемы с позвоночником возникают практически у каждого третьего человека после 40 лет. Давайте вместе разберемся, что происходит с организмом, когда человек перевалил за этот рубеж. Позвоночник – основа скелета, он придает телу форму и правильное положение.

» Оздоровительная гимнастика - 3335 - читать


Фундамент - всему голова

Если театр начинается с вешалки, то дом, безусловно, с фундамента. От его качества и прочности впрямую зависит состояние стен, перекрытий, а в конечном итоге - всего строения, включая инженерные системы. Представьте, что фундамент в каком-то месте основательно проседает.

» Секреты строительства - 4931 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Вдали: Склад — всему голова

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru