Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Агенты вселения

 

Агенты вселения

 

 

За последние 15 лет наш рынок недвижимости прошел путь от черных маклеров и "серых" агентств до вполне цивилизованного состояния. При этом главная функция риэлтера 10-15-летней давности – поиск требуемой покупателю квартиры – отходит на второй план в условиях избытка информации. В чем же состоит теперь функция риэлтера и за что он получает свое вознаграждение? Этот вопрос исследовала корреспондент Ъ-Дома Ольга Бухаркова.

Последние из могикан

Компании, на которых держится рынок недвижимости, широко разрекламированы и потому хорошо известны – это Миэль, Миан, "Бэст", "Инком".

загрузка...

 

 

Они имеют большой штат – несколько сотен сотрудников – и отличаются "всеядностью": с равным энтузиазмом возьмутся реализовать и Рублевку, и хрущевку.

"Мы не можем позволить себе заняться клиентом, объект сделки которого – $150-200 тыс., чтобы не дестабилизировать работу всего агентства,– говорит Георгий Дзагуров, генеральный директор агентства Penny Lane Realty.– В крупных компаниях только на ресепшене несколько десятков человек. У нас – всего четыре. Мы специализируемся только на элитной недвижимости. А если к нам обращаются с просьбой найти типовой объект, я, как правило, отправляю клиентов в МИЭЛЬ. С этой компанией я часто сотрудничаю и знаю, что клиента там обслужат на качественном уровне. Мы не конкуренты, работаем в разных сегментах рынка".

По мнению опрошенных нами экспертов десяти риэлтерских агентств, на долю крупнейших компаний приходится только 30-35% клиентов. Так называемых корпоративных риэлтеров со временем становится все больше, и сегодня их доля в рынке может достигать 25-30%. Что касается свободных агентов, частных предпринимателей, то их на рынке вряд ли больше 10%. Остальное пространство принадлежит девелоперам и их отделам реализации.

Генеральный директор "МИЭЛЬ-Брокеридж" Наталья Кирпиченко: "Маленький риэлтерский бизнес, как и любой другой небольшой бизнес в сфере услуг, имеет абсолютное право на существование. Но успешным он будет, только если компания нашла своего постоянного корпоративного клиента и поддерживает необходимый уровень качества сервиса. Второй вариант – локальная компания, работающая, например, в определенном районе города. Но чем дальше, тем требовательнее становится клиент, и он, на мой взгляд, все чаще будет делать выбор в пользу крупной компании с достойной репутацией и разнообразными партнерскими программами, позволяющими клиенту получать существенные скидки, бонусы, подарки..."

В секторе элитной и загородной недвижимости, считает Евгений Иванов, управляющий директор компании "Усадьба", у маклера иные возможности: "Маленький частный бизнес, агент на телефоне, как ни странно, может хорошо себя чувствовать в условиях современного рынка. Но лишь в том случае, если он имеет клиентскую сеть, наработанную в течение последних пяти-семи лет. Особенно работа по рекомендации, на базе старых знакомств характерна для Рублево-Успенского направления. Правда, частные агенты до сих пор работают по-старинке, без должного юридического сопровождения. Что же касается черных маклеров, не обладающих опытом и связями, шансов на успешный бизнес сегодня у них практически нет".

Маленьких агентств на рынке остается все меньше – из-за высокой насыщенности рынка и обострившейся конкуренции. В результате мелкие компании, давно работающие на рынке, сворачивают бизнес, а выход на рынок новых компаний значительно осложнен тем, что организация риэлтерского бизнеса теперь обходится дорого. К тому же роль человеческого фактора (как положительная, так и отрицательная) больше сказывается на бизнесе мелких компаний. А крупные структуры более устойчивы, менее зависимы как от конъюнктуры рынка, так и от ошибок персонала. Как отмечает директор департамента городской недвижимости Vesco Realty Вера Лукина, "неоспоримыми преимуществами лидеров рынка являются информационная и рекламная поддержка, единая база предложений как по 'первичке', так и по 'вторичке', координация работы брокеров, юридическое сопровождение сделки".

Агенты и их поклонники

Считается, что среднестатистический маклер, поработав год-другой самостоятельно и хлебнув прелестей частного предпринимательства, либо бросит это занятие, либо прибьется к серьезной компании. И крайне редко будет пытаться раскрутиться самостоятельно. И дело не в том, что в агенты по недвижимости идут только скромные люди – просто специфика этого бизнеса такова, что, даже работая в компании, можно при желании сохранять полную автономность, при этом не тратя усилий на организационные и технические детали процесса. Помимо этого агентство способствует профессиональному росту брокеров, проводит тренинги, семинары. А сами агенты работают с клиентом – с момента поступления заявки, включая сделку и послепродажное обслуживание – в соответствии с технологией и принципами, принятыми в компании.

"Наши ведущие агенты, как правило, бывшие черные маклеры,– рассказывает Георгий Дзагуров.– Компания наша формально организована в 1993 году, но почти вся верхушка фирмы прошла все этапы самостоятельной работы агентом. И практически все нащупали этот бизнес после того, как решали свой квартирный вопрос. Характерный пример. Одна из наших компаньонов, Белинда Данели, пришла в бизнес после того, как выбрала себе квартиру для аренды в Москве. Будучи дамой с большими претензиями, она никак не могла остановиться на каком-то варианте и за три месяца пересмотрела без малого полсотни апартаментов. И после этого, как большой специалист в области московской недвижимости и представляя вкусы клиента, могла дать конкретный и дельный совет. Примерно в это же время и мы, пять человек с высшим гуманитарным образованием, переводчики, четверо русских и один канадец, объединились для ведения бизнеса. Все было просто: мы обслуживали клиентов и как кадровое агентство, и как агентство по аренде недвижимости. Наш комиссионный процент за подбор персонала – одна месячная ставка найденного специалиста; столько же составляет комиссия за аренду – размер ежемесячной платы. Впрочем, и сегодня расценки на подобные услуги держатся в тех же рамках".

Сегодня агентства недвижимости часто инвестируют в объекты, которые впоследствии выставляют на продажу. Но основа современного риэлтерского бизнеса – консалтинговые, аналитические услуги как для покупателей, так и для инвесторов и девелоперов. Совершенно естественно, что риэлтерские агентства стали предоставлять услуги по подбору и сопровождению ипотечных программ, услуги правового характера, услуги по организации ремонта.

"Ситуация на рынке риэлтерских услуг меняется очень быстро. Совсем недавно, в 2004 году, большинство даже крупных игроков предлагали клиентам элементарный поиск-подбор объекта. А сегодня нормой для рынка считается комплексный подход к обслуживанию клиента: в стоимость услуг риэлтера в большинстве случаев включен поиск и показ объектов, юридическое сопровождение сделки, содействие в получение ипотеки и т. д. Снизилась и сама стоимость услуг агентств недвижимости: к примеру, в 2004 году она варьировалась от 5% до 8%, а сегодня оптимальной ставкой считается 3-3,5%",– рассказывает Вера Лукина.

Работа с клиентами стала гораздо плотнее и уже не заканчивается подписанием договора. Ведется постпродажное обслуживание, поскольку сегодня все стараются построить долгосрочные отношения с клиентами. Если раньше единственной целью риэлтера было заключение договора, то теперь хорошие долгосрочные отношения с клиентом перевешивают "ценность" сделки как таковой.

КПД среднестатистического агентства начала 90-х стремилось к нулю: львиная доля усилий тратилась на информационное обеспечение, даже в крупной компании агент большую часть времени занимался расклеиванием объявлений или обзвоном потенциальных клиентов. Сегодня обязанности агента принципиально изменились. Компания, как правило, обеспечивает своих агентов всем: клиентами, технологиями, методиками, базами, рабочими материалами. Задача агента – выполнять как чисто техническую работу вроде демонстрации объекта, подготовки договора, координации участников сделки, так и более творческую – выбор наиболее перспективных объектов, проверка документов, проверка объекта на "чистоту". На вторичном рынке предельно важно проверить квартиру на предмет отсутствия возможных претендентов на нее, но и на первичном рынке приобретатель не застрахован от сюрпризов. Распространенный среди определенного рода девелоперов и весьма опасный для покупателя договор – приобретение жилья по "страховой схеме". То есть большая часть стоимости недвижимости оплачивается через фирму-однодневку. Агентства, которые дорожат своей репутацией, с такими объектами не связываются.

Что за комиссия

Давно прошли времена, когда на хитроумной сделке можно было заработать сто и более процентов от вложенных средств. Закончился сказочный бизнес с выходом первого закона о приватизации или чуть позже, когда окончательно установились правила игры на поле легального предпринимательства. И теперь бизнес с каждым годом становится все скучнее, доходность его все ниже, а рыночные отношения норовят стать столь же жесткими, как в цивилизованных странах, где высокой считается прибыль в 5%. Вот и у нас в большинстве случаев средняя комиссия сейчас составляет 4%.
"Как правило, комиссия берется с продавца,– поясняет Евгений Иванов.– В зависимости от стоимости объекта 'справедливый' размер составляет 3-5%. Однако стоит отметить, что до сих пор встречаются компании, работающие на 'закрытых' процентах, величина которых значительно превышает указанную".

Необыкновенные проценты обычно получаются на продажах эксклюзивных объектов – когда владелец теряет право распоряжаться собственной недвижимостью на период действия договора с риэлтерской компанией. Но, как ни странно, против кабальных условий эксклюзивов часто выступают сами риэлтеры. "Эксклюзив на рынке городской недвижимости представляет собой атавизм 90-х годов,– утверждает Вера Лукина.– Формально привязывая собственника объекта к одному агентству, эта форма договора юридически не запрещает ему продать свою квартиру без участия риэлтера. Наша компания с самого начала позиционировалась на рынке как агентство, которое не берет на себя обязательств продавать объект в рамках эксклюзивного договора, сохраняя объективность во взаимоотношениях с клиентом, выстраивая отношения с продавцами на равноправной основе".

В условиях обострившейся конкуренции рынок риэлтерских услуг стал более прозрачным: большинство компаний отказалось от взимания "двойных" комиссий (как с продавца, так и с покупателя), утвердило единую процентную ставку со сделки, ввело комплексный пакет услуг по сопровождению сделок. И все-таки вопрос комиссионных остается больше этическим, чем рыночным. "Можно говорить о правилах, а можно – о приоритетах. Если у риэлтера есть возможность получить вознаграждение с обеих сторон сделки, он это сделает. Справедливо – это честно обслужить клиента, то есть в том числе объяснить ему, что сколько стоит и за что именно он платит",– говорит Наталья Кирпиченко.

А в Vesco Realty, судя по всему, более суровые методы работы с агентами: "Основной принцип нашей компании – недопустимость взимания 'двойных' комиссий. Покупка квартиры, находящейся в нашей базе предложений, с собственниками которых компания уже заключила договор, для клиента бесплатна. А за поиск объекта, не входящего в наши листинги объектов, с клиента будет взята стандартная комиссия 3%, тогда как для собственника жилья сделка будет бесплатной".

И все-таки логика рыночных отношений подсказывает, что раз объекты бывают разными, разные встречаются и способы взимания комиссии от продажи этих объектов. Для продажи одних достаточно подключить "сарафанное радио", другие требуют нешуточных вложений в рекламу. Есть такие, реклама которых учитывается в бюджете девелопера, а есть такие (в основном как раз те, которые у риэлтерского агентства на эксклюзивной продаже), которые раскручивают сами агенты.

Но в любом случае покупатель платит за все.


Ольга Бухаркова Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Агенты вселения":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Говорит сотовая белка — двойной агент у аппарата

Это неправильная белка — орешков не грызёт, песенок не поёт, в колесе не вертится. Но толку от неё, по идее, больше, чем от правильной. Потому что белка — робот, автономный интерактивный посредник.

» Интересное в сети - 1667 - читать


Говорит сотовая белка — двойной агент у аппарата

Это неправильная белка — орешков не грызёт, песенок не поёт, в колесе не вертится. Но толку от неё, по идее, больше, чем от правильной. Потому что белка — робот, автономный интерактивный посредник.

» Интересное в сети - 0 - читать


Говорит сотовая белка — двойной агент у аппарата

Это неправильная белка — орешков не грызёт, песенок не поёт, в колесе не вертится. Но толку от неё, по идее, больше, чем от правильной. Потому что белка — робот, автономный интерактивный посредник.

» Интересное в сети - 0 - читать


Веб-инструменты агента 007

Интернет как гигантское всеобъемлющее хранилище разнообразной информации является незаменимым инструментом и средой для работы людей различных профессий. Это, к примеру, менеджеры, маркетологи, дизайнеры, программисты, математики, химики, писатели, ученые и студенты, а также, конечно, все виды спецслужб с известным агентом во главе. Что их объединяет между собой, кроме Интернета?

» Интересное в сети - 2282 - читать


Вселенная Fla h и&nb p;Macromedia

Компания Macromedia не нуждается в представлении — она известна практически всем, кто имеет дело с веб-разработками. А в ее арсенале существуют практически все необходимые для этого приложения, причем ориентированные на несколько платформ сразу — и на Windows, и на MacOS. Более того, складывается впечатление, что компания хочет сразу усидеть на нескольких стульях — ее продукты ориентированы и на работу с собственной технологией Flash&ActionScript, и ColdFu ...

» Интересное в сети - 2592 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Агенты вселения

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru