Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Архитектор отдыхает

 

Архитектор отдыхает

 

 

Получив задание написать об «архитектурных излишествах в современной Москве», я подумал, что задача одновременно проста и сложна. Скажем, многие парижане находят, что «архитектурным излишеством» является вход в Лувр – французы считают его чересчур «значительным». В Москве дело обстоит проще. Поскольку архитектура взыскует сбалансированности, а это далеко не сильная национальная черта россиян, то перекосов разного рода много. Например, новозеландский блюзмен Тим Стронг в одном интервью так отозвался о московском метро: «Внутри оно похоже на музей изящных искусств.

загрузка...

 

 

А потом выходишь наружу и рядом – грязь и помойки. Я поражаюсь русским – как можно иметь рядом такую красоту и такой ужас одновременно»?

Что уж говорить про девяностые годы – одни башенки чего стоят. В одном из журналов по архитектуре была дана даже периодизация башенок девяностых годов… Это и есть видимая многими «новая архитектура».

Крепкий и неуклюжий порядок

Частная архитектура и дизайн – новое занятие для нашей страны, ему лет около десяти. А позади лежат 70 лет, когда такого вообще быть не могло – разве что тайком, в порядке конспирации. И исторические аналогии иногда находятся гораздо более удаленные. Скажем, их можно обнаружить у Гоголя в «Мертвых душах». Перечитывая недавно эту книгу, я наткнулся на пассаж, где Чичиков, в рамках своего бизнеса, приезжает к Собакевичу. Описывается дом помещика: «Посреди виднелся деревянный дом с мезонином, деревянной крышей и темно-серыми, или, лучше, дикими стенами, дом вроде тех, что у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства, и как видно, вследствие этого заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно, понадобившееся для темного чулана»…

Надо сказать, что так же и наши эксперты (говоря об экспертизе, профессор Азарий Лапидус, руководитель компании «СУИхолдинг», находит, что это слово можно употреблять только в кавычках, потому что существует государственная экспертиза – и вот она без кавычек), характеризуя причуды отечественных клиентов – заказчиков домов и интерьеров, часто признают, что в их деяниях всегда присутствует некая осознанность, наподобие «крепкого и неуклюжего порядка». Вот о каких случаях рассказал Анатолий Шеин, руководитель компании «Отделочник», чей профиль – внутренняя отделка жилых помещений: «Меня многое удивляет в московских дорогих квартирах, но ведь главное, чтобы это нравилось не мне и не вам, а хозяину, который будет в этом жить. Некоторые квартиры похожи просто на музей дизайна, по-моему, это не очень комфортно. Но, с другой стороны, есть такой случай: человек построил апартаменты, в которых нет ни одной прямой стены, все стены искривленные. У меня было ощущение, когда я с ним работал, что через несколько месяцев затея ему разонравится. И лет через пять я его спросил: ну как тебе эти кривые стены? А он говорит: прекрасно. Раз ему нравится, какие могут быть вопросы?»

Строящиеся сейчас «умные дома» содержат много функций, которые можно счесть излишеством. Например, иногда встречается такая функция, как сушка полотенца: в ванной есть таймер, который включает просушку полотенца в пять часов вечера каждый день. Потому что хозяин занимается спортом, потом принимает душ, и так заведено, что каждый день в пять часов его полотенце в результате оказывается мокрым, а потом его надо сушить. По-моему, это чересчур пунктуально. А кому-то нравится, ну и прекрасно.

«Недавно я был в одной квартире, – продолжает Анатолий Шеин, – правда, мы ее не делали, там живет семья актеров. Я смотрю – на обоях завитушки, но чуть-чуть разные, если присмотреться. Я спрашиваю хозяев – а это что за обои? А они говорят – а это не обои, это роспись стены. Это ведь гораздо дороже, чем обои. А заметить это может только специалист, и то, если присмотрится. Зачем это – я не очень понимаю. Но ведь платят-то они, а не я. А вот еще один случай – мы делали квартиру, в которую хозяин заложил огромное количество электричества. Столько, сколько ему практически не может потребоваться. И я его спрашиваю – а зачем тебе это? А он говорит: ну, понимаешь, мне хочется, чтобы в один прекрасный день я мог включить в этой квартире все – плиту, холодильник, видеомагнитофон, цветомузыку, компьютер и весь свет во всех комнатах. Что ж, кто платит, тот и заказывает музыку. И еще мне кажется, что когда речь идет о людях, которые платят такие деньги, то всегда присутствует здравый смысл. Вот недавно была такая квартира, очень большая, а хозяин один, без семьи. И мы все думали – чем же заполнить эти огромные помещения? Ну и построили там гостиную, бильярдную, сауну, бойлерную, и уже не знали, чего же сделать еще. И я ему говорю: давай сделаем спортзал. Он спрашивает: а зачем? Как зачем, – говорю, – спортом заниматься. А тот мне отвечает: а у меня в Москве два своих спортзала, куда мне третий».

В свободном полете

Разумеется, российская архитектура, как и другие отрасли, переживает в девяностые годы «полеты во сне и наяву» – и в самых разных плоскостях. Один из самых крайних примеров архитектуры такого пофигизма – это коттеджи ранних девяностых, на которых архитектор был сочтен звеном дорогим и излишним. Хозяин все в доме придумывал сам, а смысл придумки был в том, чтобы сделать несколько этажей, привнеся в них решения из обычных московских квартир. Называлось это все «коттеджем». Потом оказывалось сложным продать такой дом по цене, сколько-нибудь адекватной затратам на строительство.

Одно время в большой моде были бассейны на первом этаже дома, как признак элитности жилья. Потом оказалось, что стоит это дорого, а систематически плавать в одном бассейне с соседом нравится далеко не всем. Но со временем некоторый минус обратился в плюс: няни купают в этих бассейнах ребятишек, а еще если дом малоквартирный, то в нем сквозит некоторая клубность, и бассейн оказывается чуть ли не залой, в которой могут вместе собраться все соседи и решить какой-то вопрос.

При строительстве элитного жилья так или иначе ощутима эта грань. Скажем, есть некий дом, построенный известным архитектором Уткиным, с аллюзиями «эпохи Возрождения». В доме возник последний этаж с пентхаусами, и он всю эту затею с архитектурной точки зрения портит. С другой стороны, сеньоров-то для «итальянского дома» взять вроде бы неоткуда. Аналогичный подход проявляется при дизайне интерьеров вот каким образом. Архитектор Вязьминов рассказывает: «Иногда клиент кладет перед собой несколько журналов и говорит: хочу пол отсюда, потолок отсюда, лестницу отсюда». Клиповое мышление отражает состояние мира! Я спросил архитектора: а может ли в итоге это получиться хорошо?

«Вообще-то, в любом авангарде, в любой моде так и делается – берется несколько стилей, и из их взаимодействия рождается что-то еще. Но ведь сложно смешивать разное. И у нас не осознается главное – если изображение в журнале понравилось, под ним стоит имя архитектора, надо пойти к нему и с ним работать», – поясняет г-н Вязьминов.

Но хорошо должно получаться не иногда, а всегда. Вот еще несколько вещей, о которых рассказал руководитель студии «А+A» г-н Вязьминов:

«Клиенты часто нам потом говорят, насколько архитекторы были правы в своих советах. Как хорошо, что они послушались на 50%, и как жалко, что не согласились на 100. Вот пример – ремонт в новом доме. Мы говорим, что ванную хорошо бы заменить, цвет не подходит. Заказчик отвечает: цвет мне самому не нравится, но понимаете, ванная новая – давайте оставим. Потом появляется одна плитка, потом другая, и ванная – то, что в начале строительства казалось самым бриллиантом, в конце, когда все закончено, выглядит серым, грязным пятном. Другой пример – плохие окна в муниципальном доме. Мы предлагаем заменить, это бы составило не более двух процентов от стоимости ремонта. И если заказчик отказывается, то потом, когда он упирается в сложность эксплуатации, у него вспыхивает в голове, что ему предлагали это убрать. Архитектурную ошибку, по большому счету, можно исправить только динамитом. И вот я говорю клиентам, хотя это не в мою пользу – вам надо поменьше того-то и того-то (а значит, работы меньше и заработок мой меньше). Не надо, например, искушаться мавританским стилем, скорее всего, в ближайшее время он будет непопулярным. Не надо заставлять нас все время работать в темных тонах, они непрактичны при длительном использовании. К нам приходят люди, которые в такой сфере, как архитектура, часто не знают, что спросить и как сформулировать, приходится проходить с ними некую азбуку».

Начнем с азов

При хорошем дизайне интерьеров происходит такая вещь, как развитие персонального успеха в некую матричную форму – возникновения вокруг него социального и эмоционального пространства. Это довольно важно. В России, сравнительно с Западом, такого явления не хватает.

Архитекторы усматривают, что клиент в целом растет. Как сказали архитекторы Д. Величкин и Н. Голованов: «Сейчас появился богатый строительный рынок, большой рынок журналов. Заказчики очень разные, как и в любой стране мира. Кто-то хочет что-то сумасшедшее космическое построить, кто-то наоборот, хочет поставить дом, как будто он в десятом поколении владеет этим замком, и в этом праве заказчику тоже нельзя отказать».

Существуют и более общие вещи, о которых А. Вязьминов сказал, например, так: «К сожалению, наши руководители, во всяком случае, московские, при всем моем уважении к ним за то, что строят кольцевые дороги и развивают транспорт, они постоянно навязывают жителям города некий стиль, который называют возрождением чего-то или же новомосковским стилем. Ни один архитектор из известных мне не одобряет такую практику. То, что строится – это даже не современное направление – это странное кровосмешение сталинского имперского стиля с современной архитектурой постмодернизма восьмидесятых годов. Например, мастерская Скокова на Остоженке – они дают хорошее качество, но им не позволяют ставить что-то значимое городское».

У нас много странного. Вы покупаете участок, и нет ограничений, какого размера дом вы можете на нем построить. То есть говорят – отступайте столько-то от забора и дальше стройте что хотите. А люди ориентируются на образцы в западных журналах, где стоят дома – и другого не видно на горизонте. При таком удалении, конечно, можно строить все, что угодно. А у нас если дома стоят рядом, то должно быть комплексное решение. Какая существует мировая практика, как это делается в Испании, например? Клиент покупает участок, и районный архитектор ему дает ограничения: не выше шести с половиной метров, не больше 350 квадратных метров, интернациональная или испанская архитектура. Клиент может наплевать на все и сделать большую площадь и не интернациональную архитектуру, только при любом нарушении он будет платить вдвое. Иногда кажется, что в Москве, куда не кинь, – всюду прослеживается клин. Вот художник Алексей Новиков заметил про московские окраины: «Едешь на машине, город то ли продолжается, то ли уже кончился – значит, архитектор недодумал».

Промахов «незрелой мысли» достаточно. В одном из журналов по дизайну промелькнула фраза: мол, с рекламой в нашей стране дела обстоят лучше, чем с дизайном, кино и литературой вместе взятыми. И «рекламная пауза» проникает даже на пресловутые башенки. А пока в России не очень-то работают принципы глобального мира, «вдвое» за разнообразные перегибы платит общество в целом – вряд ли настолько богатое, чтобы это себе позволить.


Илья Алексеев Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Архитектор отдыхает":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chrysler Voyager: Комната отдыха

В тесте участвуют автомобили: Chrysler Voyager Владельцы Chrysler Voyager/Dodge Caravan говорят: пока не поездишь на этом автомобиле хотя бы пару месяцев, не поймешь всю его прелесть. И во многом они правы, ведь оценить с первого взгляда преимущества по-настоящему огромного салона и мощных двигателей способен не каждый.

» Американскии автомобили - 2969 - читать


Audi Allroad: На заслуженном отдыхе

В тесте участвуют автомобили: Audi Allroad Умный в гору не пойдет – гласит известная поговорка. Именно в соответствии с ней действует новый «Оллроуд».

» Немецкие автомобили - 1880 - читать


Volkswagen Eos: Олимп отдыхает!

В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Eos Посмотреть другие фото (3) – Господа желают сложить крышу? Международная презентация «Volkswagen EOS» проходила в солнечной, простите за штамп, Греции, но даже если бы погода выдалась неважной – к черту условности, не каждый день «Фольксваген» представляет купе-кабриолет и уж тем более не каждый день предлагают насладиться открытой машиной.

» Немецкие автомобили - 1498 - читать


Peugeot 207: Природа отдыхает

В тесте участвуют автомобили: Peugeot 207 Он во всем следует за модой. А потому стал больше в размерах и несравненно экологичнее. «Сядешь и просто нажимаешь на педаль...» Ах, какая замечательная дорожка!

» Познавательное про авто - 2041 - читать


Peugeot 307: Революционер на заслуженном отдыхе

В тесте участвуют автомобили: Peugeot 307 Ставка на внешние эффекты – таков девиз обновленного «француза». Нет ничего печальнее судьбы забытого бунтаря.

» Познавательное про авто - 1771 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Архитектор отдыхает

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru