Через год после старта нацпроекта по доступному жилью стало ясно: отрасль получила мощный толчок. В 2006 году прирост сданных жилых метров составил 15 процентов - впервые за постсоветские годы.
Однако рост стоимости жилья также был беспрецедентным: в среднем по стране на треть, а, к примеру в Москве, - на 60 процентов. Так что сегодня квартиры по-прежнему способны купить лишь богатые и, с использованием ипотеки, верхний слой среднего класса. На январском заседании Госсовета в Казани фактически было сказано: жилищную программу необходимо "разворачивать", приспосабливая под нужды всех, в том числе низкообеспеченных категорий граждан.
Президент в Послании сформулировал необходимость такого "разворота" еще более жестко: "Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах".
Главное направление - объемы строительства. Даже поставленную в нацпроекте планку - 80 млн. "квадратов" в год президент назвал недостаточной и выдвинул новые ориентиры: 100-130 млн. кв. метров в год или фактически по 1 "квадрату" в год на человека.
Напомним, именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран. У нас, кстати, впервые в прошлом году удалось достичь таких темпов строительства в Московской области (построено 0,98 кв. метра на жителя за год), но в целом по стране картина куда более скромная: лишь 0,35 жилых "квадрата" на одного гражданина.
Минрегион промониторил ситуацию по стране и выяснил: жилье за прошлый год стало доступнее лишь для богатых россиян и, если взять в учет использование ипотеки, для верхнего слоя среднего класса. Эти категории и переезжают из неплохого, просторного жилья в еще более просторное лучшего качества. Если же взять население со средним уровнем доходов, то выяснится, что для них доступность жилья за год серьезно уменьшилась. Если в начале года семья со средними доходами могла накопить на "среднюю" квартиру за 4,7 года, то к декабрю (из-за стремительного удорожания жилья) - уже только за 6 лет.
Вот почему важно не только наращивать строительство, но и думать о том, как повлиять на рынок. Минрегион подготовил целый ряд предложений. Это, в частности, развитие местного производства стройматериалов. Это уменьшение так называемой "социальной нагрузки" на строителей - когда в цену жилого метра закладывается строительство не только инженерных сетей, но и детсадов, школ, дорог. Это удешевление землеотводов и упрощение оформления разрешения на строительство, а также участие муниципалитетов и регионов в инженерной подготовке стройплощадок.
По словам Владимира Яковлева, в министерстве согласуются планы-графики по вводу новостроек и подписываются соглашения с губернаторами. "В следующем году мы ставим задачу, чтобы ни в одном регионе не было построено меньше нынешней среднегодовой цифры - 0,35 кв. метра на человека, к 2010 году нужно выйти на 0,6 "квадрата" в год", - пояснил министр.
Дорого и аварийно
Реанимируется долгосрочная госпрограмма переселения из аварийного жилья
Государственная программа ликвидации ветхого жилья практически остановилась несколько лет назад, на переселение из аварийного фонда из федерального бюджета выделялись символические 300 млн. рублей в 2004 году, затем - по 1 млрд. рублей в год.
Причина - в резком удорожании рыночной стоимости жилья, с которой не справляются бюджеты даже благополучных в экономическом плане территорий. Ведь переселение из аварийных и ветхих домов в новые квартиры до сих пор остается бесплатным.
В ветхом состоянии находится сегодня 92 млн. жилых метров, в аварийном, когда жители ежедневно сталкиваются с угрозой разрушения дома (и такие случаи имели место в реальной жизни) - 11,2 млн. метров. При этом на подходе - еще 650 млн. метров пятиэтажек, построенных в середине прошлого века. Процесс старения этого фонда, 40-50 лет не знавшего капремонта, идет по нарастающей, и это уже серьезно.
Между тем до сих пор темпы "избавления" жильцов от проваливающихся полов и текущих потолков не выдерживали никакой критики. В год расселяли всего несколько сотен тысяч метров аварийных халуп. В минрегионе подсчитали: если двигаться такими темпами, на решение проблемы понадобилось бы 270 лет, то есть она не решалась в принципе.
Выделение 100 млрд. рублей, в 20 раз больше, чем за пять последних лет, - это шанс, который получили десятки тысяч самых социально незащищенных российских семей. Правда, как именно будут использоваться эти деньги, еще предстоит решить. Если "закачать" их напрямую в строительство, это может привести к росту цены квадратного метра на рынке. Хотя опыт целевого строительства для военных показал, что в принципе, если действовать осторожно, негативные последствия можно свести к минимуму.
Все же эксперты полагают, что возможны два варианта развития событий. Первый - бюджетные затраты сосредоточат на инженерной подготовке территорий, чтобы максимально удешевить возведение социального жилья. Если учесть, что, как правило, ветхий фонд сосредоточен в центральной части городов, при переселении людей можно заинтересовать стройбизнес, если сыграть на разнице в стоимости квадратного метра в центре и на окраинах. По такому пути, кстати, уже двигаются власти Тулы, Астрахани, Кемерова и некоторых других городов. Правда, такие переселения нередко вызывают протест жителей, которые в большинстве своем хотят остаться жить в прежнем районе.
Есть и второй вариант, "непопулярный". В старом фонде живут низкообеспеченные люди. Но есть и семьи, имеющие нормальный доход, а порой и другое жилье. Но при этом люди, естественно, не выписываются с подлежащей сносу площади в надежде получить от государства бесплатные метры. Если провести своего рода ревизию, жильцам, для которых аварийная площадь не является единственной, можно предложить при выселении денежную компенсацию.
капремонт
Казна поможет жильцам
После того как новый Жилищный кодекс обязал собственников жилья нести все расходы по его содержанию вплоть до проведения капремонта, жильцы старых и новых домов оказались в явно неравном положении. На устранение этой несправедливости будет потрачено 150 миллиардов рублей.
Приведение в порядок обветшавшего жилья требует огромных средств, а в старых домах в большинстве живут не слишком состоятельные семьи, поэтому государство не должно умывать руки и обязано помочь жильцам привести жилой фонд в нормативное состояние. Соответствующие поправки в жилищное законодательство минрегион предлагал подготовить еще год назад. Теперь ясно, что деньги на это будут выделены.
Впрочем, по оценкам министерства, чтобы привести старый жилой фонд в норму, требуется астрономическая сумма - 1 триллион рублей, правда, не одномоментно, а в течение 10 ближайших лет. "Недоремонт" у нас хронический, и количество обветшавших метров растет не по дням, а по часам: пять лет назад в стране насчитывалось 50 млн. квадратных метров ветхого жилья, сейчас эта цифра уже почти удвоилась - 93 млн. метров.
Смысл предложенной президентом помощи в том, чтобы в плюс к государственным деньгам какую-то часть расходов взяли на себя регионы и муниципалитеты, а какую-то - и жильцы. Как пояснил "РГ" министр регионального развития Владимир Яковлев, господдержка не будет раздаваться всем подряд, одним чохом. На эти деньги смогут претендовать жильцы, объединившиеся в товарищества собственников и подписавшие соглашения с местными властями. В этих соглашениях будет четко прописано, в каком ремонте нуждается дом, какая часть работ будет выполнена за счет средств государства (федеральной помощи и муниципального бюджета), какую нагрузку понесут сами жители. Если учесть, что сегодня тепло- и водопотери в старых домах достигают 35 - 40 процентов (а все это оплачивается из кармана населения), то проведение ремонта в итоге может окупиться и за счет итогового снижения оплаты за коммунальные услуги.
Ирина Невинная Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU