Такие данные обнародовал недавно Владимир Яковлев, министр регионального развития. Фактически он признал ситуацию в системе ЖКХ «кризисной и трудноисправимой». По его мнению, только административными мерами и директивным внедрением рыночных методов управления коммуналкой положение улучшить невозможно. Нужны высокопрофессиональные кадры, которые, вдобавок, должны быть еще и честными. Нужно также новое оборудование для срочной реконструкции объектов ЖКХ практически по всей стране.
По словам В. Яковлева, «износ жилого фонда страны составляет 70 процентов. Во многих регионах этот показатель доходит до 80 процентов и более. В некоторых пятиэтажках ремонта не было 40–50 лет».
Министр подчеркнул, что площадь ветхого жилья в России ныне оставляет 93 миллиона квадратных метров. В том числе площадь аварийного жилья – 11,2 миллиона квадратных метров. Причем оба показателя имеют тенденцию к росту.
Коснулся Яковлев и проблем финансирования системы ЖКХ. В 2005–2006 годах ремонт ветхого фонда осуществлялся только на 0,8 процента от объема всего жилого фонда.
Требовалось выделять на ремонт хотя бы 2 процента. В 2007 году выделено 100 миллионов рублей на реконструкцию ветхого жилья. Это хорошо, но все равно мало. Ведь ЖКХ страны составляет почти треть основных фондов, напомнил Владимир Яковлев. Выделения денег на обновление «жилищных» фондов в таких больших объемах, как в этом году, еще не было. Но вопрос, как полагает министр, не столько в количестве выделяемых средств, сколько в целевом их использовании – прежде всего там, где есть ТСЖ. «Нужно по возможности снять с собственников жилья обременение «недоремонтом», – сказал Яковлев.
Бюрократичность и запредельные суммы платежей, взимаемые за регистрацию ТСЖ, – главные, по мнению министра, причины пробуксовки реформирования жилищно-коммунального хозяйства. За регистрацию ТСЖ нужно заплатить 20–50 тысяч рублей. Плюс к тому – это еще и бесконечные, точнее – хронические очереди на оформление товариществ, других жилищных документов. Получения регистрационных документов приходится ждать по 3–6 месяцев.
К сожалению, федеральный министр не воспользовался при подготовке своего выступления информацией о положении дел в ЖКХ нашей столицы. А зря. В Москве около 40 тысяч жилых домов, и в капитальном ремонте нуждаются не 80 процентов, как по всей стране, а 30. Это, конечно, тоже немало. Но надо учитывать и то, что правительство города, депутаты Мосгордумы не выпускают этот вопрос из-под своего контроля. Недавно Московская городская дума приняла в первом чтении проект закона «Основы жилищной политики города Москвы». Депутаты-москвичи заявили о том, что существенно переработают статью, которая может взвалить на плечи москвичей непосильное бремя капитального ремонта домов. В конце концов, уверяют они, к ежемесячным коммунальным выплатам горожан добавится лишь 250 рублей отчислений на капитальный ремонт. Да и то эти выплаты коснутся не всех собственников квартир.
Получатели субсидий, собственники, приватизировавшие муниципальное жилье, но не совершавшие с ним никаких сделок, наниматели квартир будут освобождены от таких выплат.
Да и по линии организации ТСЖ столичные коммунальщики продвинулись значительно дальше своих коллег из других регионов России. Уже на 1 января 2007 года количество ТСЖ в столице перевалило за полторы тысячи. С учетом ЖСК самоуправлением жилья в городе занимаются уже больше 10 процентов горожан, и количество их стремительно растет. Более того, около 60 процентов жилых домов к началу года уже имели управляющие компании. Да и оформление ТСЖ после организации служб «одного окна» стоит на порядок меньше цифр, приведенных министром в качестве региональных показателей.
Для «дебюрократизации» и хотя бы частичного удешевления жилищно-коммунальных процедур Владимир Яковлев предложил внести некоторые изменения в Жилищный кодекс.
А именно: исключить для ТСЖ налоги на прибыль и НДС. Предложено также упростить и, может, вообще упразднить обязательную и частую перерегистрацию ТСЖ.
В настоящее время в России, по словам В. Яковлева, «24 300 органам местного самоуправления передано 200 млрд. руб. на решение проблем ЖКХ и ветхого жилфонда». Но, как утверждает министр, «местные органы власти на 95 процентов не способны решить эту проблему. Поэтому необходимо прямое вовлечение бизнеса и совместное финансирование расселения людей из аварийного фонда».
«Мы подготовили предложения и методику по распределению средств на капремонт жилищного фонда», – отметил министр. По его словам, средства на капитальный ремонт впредь будут выделять в зависимости от площади ветхого фонда в каждом конкретном субъекте Федерации, а также от доли получаемой этим субъектом федеральной помощи. Министр пояснил: «Средства на капремонт будут предоставляться в виде субвенций региону, но на условиях обязательного софинансирования, дифференцированного по бюджетным показателям регионов».
Иными словами, перенести на федеральный центр заботы капремонта жилья, особенно ветхого, у регионов не получится.
Анатолий Сидоров, Алексей Чичкин Вечерняя Москва
Статья о недвижимости получена: IRN.RU