У граждан, по каким-то причинам еще не закрепившим за собой в собственности "кровные" квадратные метры жилплощади, времени на то, чтобы это сделать осталось не так уж много - до 1 января 2010 г.
Главный совет - приватизируйте ее, пока не поздно.
Не секрет, что многих от приватизации квартир удерживает перспектива многодневного - а то и многонедельного - хождения по мукам. Хорошо, если у вас на работе свободный график, или начальство готово с пониманием отнестись к вашим приватизационным проблемам. Или, наконец, вы - пенсионер, у которого больше свободного времени, чем у человека, работающего "у станка" с 9 до 18 часов.
Если же все вышеназванные варианты не подходят, то справиться со сбором необходимых документов и с хождениями по инстанциям вам будет совсем непросто. Так что лучше сразу подготовиться к худшему.
Проблемы могут начаться сразу же. Например, для приватизации жилплощади требуется согласие всех, кто прописан на ней. Хорошо, если отношения между членами семьи, что называется, конструктивные, однако бывает такое далеко не всегда. Автору, например, известен случай, когда в квартире проживали и были прописаны разведенные супруги. Жена согласилась на приватизацию квадратных метров, а муж наотрез отказался по принципу "не себе, не людям". Никакие уговоры, слезы и обещания не помогли. В результате квартира так и осталась неприватизированной. Но, положим, что в вашем случае таких "эксцессов" нет, и в квартире проживают только люди доброй воли. Сразу же оговоримся: свое согласие они должны оформить официально. Просто мимолетного "да", сказанного за чашкой чая, здесь недостаточно. Проживающие в квартире должны либо оформить у нотариуса доверенность, позволяющую кому-либо из них действовать от имени всех, либо отстоять немалую очередь в отдел приватизации. Точно так же оформляется и отказ от участия в приватизации.
После визита в отдел приватизации наступает жаркая пора сбора документов. Понятно, что с паспортами, свидетельствами о рождении всех проживающих в квартире, свидетельствами о вступлении/расторжении браков, смерти и т.д., дело обстоит проще - такой "джентльменский набор" хранится дома практически у всех. Хуже обстоят дела с выпиской из домовой книги и справкой о том, что вы до сих пор не приватизировали жилье. За обоими этими документами придется побегать, особенно - за последним. Ясно почему - ведь право на приватизацию жилья дается каждому россиянину лишь один раз, и то, что вы его не использовали, еще предстоит доказать.
Сразу следует оговориться, что выданные справки не обладают бесконечным сроком действия, поэтому, получив выписку из домовой книги, не стоит почивать на лаврах. Не затягивайте. Пропустите срок - придется все начинать сначала. Спешить тоже не рекомендуется - любая, даже самая незначительная ошибка может превратить документ в филькину грамоту. Например, неправильно проставленное число, или даже банальная опечатка способна свести на нет плоды вашего многодневного труда.
Но, предположим, что вам самим "не улыбается" ходить по инстанциям и собирать необходимые для приватизации справки. Есть выход - воспользоваться услугами специалистов, готовых помочь за деньги. При этом плата за такой пакет услуг может оказаться и сравнительно скромной, и очень даже высокой. Например, созданное правительством Москвы АО "Мосжилрегистрация" любезно проверит пригодность собранного пакета документов всего за 500 рублей, а экспликацию, копию поэтажного плана и справку по форме 11 оформит в БТИ за 1000-1500 рублей. Сделать вас полноправным собственником квадратных метров жилья "Мосжилрегистрация" берется за весьма короткие сроки - 10-15 дней, максимум 20 дней - месяц. Правда, за скорость придется доплатить еще от 1000 до 1500 рублей. К тому же, часть документов все же придется оформлять самостоятельно. Что касается риэлторских компаний, то они, со своей стороны, готовы избавить своих клиентов от каких-либо забот. Здесь с вами уже не будут говорить о том, что часть документов вы будете собирать сами, а часть за вас соберут специалисты агентства. Зато и стоимость услуг агентства на порядок выше, чем стоимость услуг "Мосжилрегистрации". Цены здесь колеблются от 500 до 800 долларов, а сроки подготовки документов варьируются от 15 дней до одного месяца.
Правда, все вышеназванное - и сроки, и цены - конечно, по московским меркам. В провинции за тот же набор услуг платят куда меньше - примерно 3000-5000 рублей. Зато здесь сроки подлиннее - бывает, что приватизация затягивается на 3-4 месяца, а в особо сложных случаях даже на полгода. Но и здесь частные компании берут все бумажные хлопоты и всю беготню по инстанциям на себя, чем сильно облегчают жизнь своим клиентам.
Перечень документов, необходимых для приватизации:
ордер;
договор социального найма;
выписка из домовой книги (с информацией о гражданах, зарегистрированных на данной площади с момента получения ордера);
финансовый лицевой счет;
справка о проверке жилищных условий;
справка о замене паспорта за период с сентября 1991 г. по настоящее время;
поэтажный план и экспликация.
В случае перемены места жительства в период с сентября 1991 г. по настоящее время необходимо предоставить выписки из домовых книг со всех мест регистрации и дополнительно справку о том, что в приватизации не участвовал. Справку о том, что в приватизации не участвовал, следует получить, если зарегистрирован по месту жительства в регионе с сентября 1991 г. по декабрь 1997 г. - в БТИ, а если зарегистрирован по месту жительства в регионе (кроме Москвы) с января 1998 г. и позднее - в учреждении юстиции.
Валентина Гнеуш Личные Деньги
Статья о недвижимости получена: IRN.RU