Введение единого налога на имущество, который уже не первый год с переменным энтузиазмом обсуждают депутаты Госдумы, может не только перевернуть подходы к формированию местных бюджетов, но и сильно ударить по бюджетам многих российских семей. Если сегодня при наличии достаточных ресурсов самым лучшим вложением денег является покупка недвижимости, то с введением этого налога собственники инвестиционных квартир будут вынуждены ежегодно платить очень немаленькую сумму, которая снизит доходность от спекулятивных операций. А главное, эту сумму надо будет каждый год выплачивать.
Вы рынков хотели? Их есть у меня
Вряд ли стоит беспокоиться о владельцах элитных квартир стоимостью в 10-30 тыс.
долларов за кв.метр. Но при цене самой обычной типовой квартиры в 100 тыс. долларов новый налог может оказаться непосильным для обычных семей, живущих от зарплаты до зарплаты. Что уж говорить о москвичах, владеющих большими квартирами в пределах Садового кольца.
Основное отличие предлагаемой реформы подоходного налога заключается в том, что база будет определяться не по БТИ, а по рыночной стоимости. Надо сказать, что развитый рынок есть не везде. Как, например, определить стоимость избушки в какой-нибудь богом забытой деревушке в Сибири. Но вот в Москве рынок жилья развит очень. И если взять за основу ставку в 1,5% в год, то при цене квартиры в 100 тыс. долларов в год придется заплатить 1500 долларов. Если же квартира в центре, налог вполне может составить 5 тыс. долларов и более.
Спрашивается, где их взять? Хороший способ очистить центр города от коренных москвичей, которым, безусловно, будет гораздо комфортнее в экологически чистом Подмосковье. Зато центр после устранения такой вопиющей социальной неоднородности засияет всеми красками и станет не только золотым, но и бриллиантовым.
Почем облагать будем?
Все это совершенно не фантастика и не отдаленные планы. Более того, единый налог на имущество уже бы ввели, если бы решили два непростых вопроса: как наладить механизм оценки и кого по каким ставкам облагать. Изначально собирались принять единую ставку - примерно такую, как в западных странах. А именно - два процента. Это означало оставить ставку на нынешнем уровне, но исходить из реальной цены. А это бы, в свою очередь, привело к повышению суммы налога примерно в 60 раз(!).
Иначе как налоговой революцией такой подход не назовешь. Эта смелая либеральная идея продвигалась группой Игоря Шувалова в составе президентской администрации. Было это еще осенью 2003 года. Идея эта натолкнулась на резкое противодействие, поскольку было очевидно, что такой налог с реальной стоимости недвижимости платить никто не сможет. Продать квартиры половины населения с торгов другой половине населения - проект технически затруднительный.
Народ безмолвствует... До поры
Население, правда, все эти теоретические баталии мирно проспало, имея в запасе свое традиционное средство борьбы с властями - мирный саботаж. Поэтому на стороне населения выступил Минфин, заявившее, что ставка выше 0,1% совершенно неприемлема. Это было в 20 раз ниже, чем у команды Шувалова. К первому чтению депутаты сошлись на том, что ставка должна быть плавающей: в пределах от 0,1 до 1% (т.е. с допустимыми отличиями в 10 раз).
По каким принципам ставка будет плавать от одного берега к другому - осталось загадкой. Все эти отступы в процентах на один-два порядка оставили подозрение, что власть во всех ее ответвлениях толком сама не знает, чем осчастливить избирателя, а главное, как добиться, чтобы он это воспринял адекватно и принялся исправно делиться с родным государством.
Потом были и другие интересные идеи. Например, многочисленные льготы для тех, кто налог все равно платить не станет. Ну что его, в самом деле, у пенсионера из пенсии вычитать? А вдруг и пенсии не хватит? После народных выступлений по поводу монетизации льгот власть пришла к выводу, что решения, касающиеся незащищенных слоев населения, стоит обдумывать до, а не после их принятия.
Особенно это относится к единому налогу на имущество, сумма которого вполне может перекрыть не только все льготы, но и стоимость услуг ЖКХ. Была также идея дать льготы тем, у кого данное жилье является единственным местом проживания. Вообще, все идеи сводились к тому, как обеспечить резкий переход к новой системе и одновременно добиться плавного вхождения в нее. Поскольку здесь есть некоторое внутреннее противоречие, введение налога все время откладывается.
Оценщик в тумане
Второй камень преткновения - налоговая оценка. Оценщики у нас есть. За последние годы они наработали немалый опыт и даже перестали публично обращаться к риэлторам с просьбой поделиться с ними информацией о реальных ценах сделок. Известно, что государство у нас создало такую загадочную финансовую систему, что расчеты происходят черным налом через банковские ячейки. Этому способствует и то, что никто не хочет показывать реальную цену сделки: продавцы - чтобы не платить подоходный налог, покупатели - чтобы не объяснять "большому брату", почему, имея доход 100 тыс. руб. в год, они покупают квартиру за сумму, равную их годовому доходу за триста лет. Риэлторам это тоже не надо - кто поверит, что с квартиры, скажем, в 200 тыс. долларов они получили 0,01% комиссионных при среднем уровне на рынке 5-9 процентов.
Естественно, для налогообложения ни одно государство не обращается отдельно по каждому объекту к независимому оценщику. Для этого как раз и существует (у них) институт налоговых оценщиков, которые являются госчиновниками и получают фиксированное жалование. Они проводят массовую оценку по заданным критерям. Главное даже не то, что наши оценщики не захотят переходить со своих гонораров на зарплату. В конце концов, лет за пять можно было подготовить новых специалистов. Но непонятно, как вообще у нас проводить массовую оценку.
Есть разные подходы. Основные - рыночный и доходный. Но для первого нет достоверной статистики, а по некоторым типам недвижимости нет никакой (например, по земле в Москве). Доходный предполагает определение прибыли от использования имущества в коммерческих целях. По отношению к квартире речь может идти о сдаче ее в аренду. Но здесь еще сложнее - этот бизнес почти полностью находится в тени по причине... опять же налогов.
Хитрые юрлица
Чем все это кончится, пока неясно. По последним данным, правительство рассчитывает сформировать новую систему налогообложения к 2010 году. Перспектива относительно далекая, но неотвратимая. Помимо желания выудить лишние сбережения у населения, у власти появился еще один стимул продвигать введение единого налога на имущество. По крайней мере, этот мотив был недавно впервые публично озвучен. Минэкономразвития РФ уверяет, что введение единого налога лишит юридические лица возможности уходить от налогов, оформляя недвижимость (в том числе целые здания) на физических лиц. Таким образом, может получиться, что налог, который в других странах рассчитан именно на частных лиц, будет у нас, наоборот, "заточен" под компании, а население по традиции получит существенные льготы.
Оксана Боброва Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU