Президент России 21 июля подписал закон о создании фонда содействия реформированию ЖКХ. Согласно документу фонд примет из государственной казны 240 млрд руб. на переселение людей из аварийного жилья и капитальный ремонт ветхих домов.
Президент России 21 июля подписал закон о создании фонда содействия реформированию ЖКХ. Согласно документу фонд примет из государственной казны 240 млрд руб.
на переселение людей из аварийного жилья и капитальный ремонт ветхих домов. Средства в течение пяти лет будут распределены по регионам. Но есть опасения, что те, кому они нужны больше всего, их не получат.
Именно поэтому депутат Государственной думы Галина Хованская назвала свою пресс-конференцию, состоявшуюся в РИА «Новости», «Реформа ЖКХ: вопросов больше, чем ответов».
Сами по себе шаги правительства по оказанию финансовой помощи жилищно-коммунальному хозяйству страны депутат рассматривает как событие положительное. Выделены большие деньги, намечены сроки их использования и сформулированы первостепенные задачи. Но есть в законе моменты, которые не могут не беспокоить.
Первый вопрос: кто должен стать потребителем выделенных средств? Понятно, что собственники жилья, приватизировавшие квартиры без капитального ремонта. Второй вопрос: как они получат бюджетные деньги? Вот здесь и кроется проблема.
Дотацией из фонда смогут воспользоваться те регионы и муниципальные образования, которые выполнят 13 требований, перечисленных в законе. С точки зрения ГалиныХованской, эта задача для многих из них окажется трудновыполнимой.
Прежде всего претенденты на государственную помощь обязаны составить перечень всех аварийных и требующих капитального ремонта домов, признанных таковыми на 1 января 2007 г. Но и это, казалось бы, не сложное условие способно поставить в тупик. Дело в том, что если дом признан аварийным, его жильцы должны быть немедленно отселены. Но, не имея свободных площадей, власти просто не в состоянии это сделать. Потому-то развалюхи зачастую так и не получают статуса аварийности. Сколько такого жилья по России, сказать трудно, по некоторым оценкам, ветхие дома составляют до 80% жилищного фонда страны.
Еще одно из условий получения государственных субсидий — обязательное софинансирование программы капитального ремонта или переселения из средств региональных и муниципальных бюджетов. К сожалению, 90% муниципальных образований являются дотационными и вряд ли смогут внести свою лепту в коммунальную реформу.
Регионы-доноры тоже не получат федеральные деньги, но уже по другой причине. Для них окажется невыполнимым условие о прекращении перекрестного субсидирования: это когда тарифы на услуги естественных монополий для предприятий существенно выше, чем для населения. Казалось бы, требование справедливое: оптовые покупки должны обходиться дешевле, но вряд ли власти готовы пойти на снижение тарифов для предприятий. Гораздо проще поднять их для народа. Правда, тогда возникнет противоречие с другим законом, ограничивающим рост тарифов на коммунальные услуги.
Согласно новому нормативному акту в софинансировании капитального ремонта будут участвовать и собственники жилья. Их доля составит 5% от стоимости всех работ. По словам Г.Хованской, первоначально планку подняли в два раза выше, но ее удалось снизить в процессе обсуждения законопроекта. Однако и оставшиеся 5% для граждан могут оказаться огромной суммой, особенно если учесть, что в ветхих домах живут достаточно бедные люди. Вряд ли нищие собственники найдут нужную сумму, тем паче, что чем хуже состояние жилья, тем больше средств придется вложить в его ремонт. «Для таких случаев нужна поправка в закон, — считает депутат. — Условие о долевом участии граждан в финансировании ремонтных работ не должно распространяться на людей с низким уровнем доходов».
Далее, государство активно пропагандирует форму коллективного управления многоквартирными домами с помощью ТСЖ. Неслучайно деньги из фонда прежде всего поступят в те регионы, где товарищества созданы не менее, чем в 5% домов (к 2010 году они должны составлять 10, а к 2011 — 20%). С такой постановкой вопроса Г. Хованская категорически не согласна. Во-первых, ущемленными в правах оказываются граждане, выбравшие непосредственное управление домом как способ, предусмотренный Жилищным кодексом РФ. Во-вторых, откуда возьмутся ТСЖ, если создавать их невыгодно, особенно в старых и ветхих домах. До сих пор налог на прибыль и добавленную стоимость для товариществ не отменен, хотя говорят об этом давно. Скоро появится новый налог — на земельный участок под строением. «Какие товарищества можно создавать, если непонятно, что входит в общую собственность», — замечает народная избранница. По закону подвалы и чердаки принадлежат собственникам, но сплошь и рядом происходит противоправное изъятие этого общего имущества чиновниками и частными фирмами.
Лоббирование товариществ объясняют тем, что с юридическим лицом проще договариваться, перечислять средства и контролировать их расходование. Однако Г.Хованская готова предложить вариант финансирования и отдельных собственников, готовых взять на себя бремя осуществления капитального ремонта. «Надо ввести сертификаты на ремонт, подобные тем, что выдают на покупку жилья, и обеспечить их деньгами».
«Выполнение всех условий, предусмотренных принятым законом, практически невозможно» — резюмирует Г. Хованская. А это означает, что жизнь людей в ветхих домах теперь будет зависеть от того, справятся ли с требованиями чиновники в регионах. Однако это недопустимо, поскольку мы живем в социальном государстве, где права граждан гарантирует Конституция.
Татьяна Погорельцева Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU