Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Ненасытный рынок

 

Ненасытный рынок

 

 

Позвольте поспорить с утверждением, которое многим кажется неоспоримым, а именно: цены на жилье остановятся только тогда, когда рынок достигнет стадии насыщения, а для этого нужно строить все больше и больше новых домов.

Во-первых, я не очень представляю себе, как выглядит насыщенный рынок жилья. Если имеется в виду, что это такой рынок, на котором предложение превышает платежеспособный спрос, так это пожалуйста – примеры еще свежи в памяти. Например, в конце 1998 года (после дефолта, если кто-то забыл) квартиры и загородные дома стояли нераспроданными, причем по смешным по нынешним меркам ценам. Или в начале 1990-х, когда полугосударственные строители строили мало, а продавали еще меньше.

загрузка...

 

 

Не приведи господь нам снова окунуться в такой рынок.

Или, может быть, насыщенный рынок – это такой, на котором все могут приобрести жилье в соответствии со своими возможностями? То есть не все, конечно, но хотя бы имеющие стабильный средний заработок. Тут только одна загвоздка: пока что ни одна страна мира до такой благодати не доросла. Хорошо бы, конечно, чтобы наша стала первой, только что-то слабо в это верится. Мне кажется, разговоры о насыщенном рынке имеют совсем другую подоплеку. Строители, естественно, хотят больше строить, так же как нефтяники хотят качать больше нефти, а летчики хотят больше летать. На волне нацпроекта "Доступное жилье" они надеются получать площадки и разрешения на строительство на льготных или хотя бы более приемлемых, чем сейчас, условиях. Они, конечно, уверяют, что чем больше они будут строить, тем доступнее и доступнее будет становиться жилье. На самом деле цена квадратного метра никак не зависит от насыщенности рынка, тарифов на электроэнергию и стоимости стройматериалов. Она зависит только от того потолка, на который соглашаются частные инвесторы и покупатели из регионов. Городское руководство, кстати, тоже заинтересовано в том, чтобы строить как можно больше, и в высоких ценах на недвижимость.

Во-первых, ему надо обеспечивать работой московских строителей. Их ведь больше миллиона, а это уже проблема социальная, а не просто экономическая.

Во-вторых, получая свою долю за предоставление площадок на аукционах "живыми" деньгами и исходя из рыночных цен, собственное строительство город ведет по фиксированным ценам – порядка $1 тыс. за метр. Чем выше цены, тем больше строится жилья по городскому заказу. Сейчас за счет бюджета сдается в год около 2 млн кв. м из общего объема 5 млн кв. м.

Для сравнения: в Нью-Йорке по федеральным и городским программам строится в пять раз меньше жилплощади. Стоит порадоваться за переселенцев из пятиэтажек, сносимых деревень, очередников, военнослужащих и т. д. Но тут есть несколько привходящих обстоятельств. Во-первых, эта самая доля города ложится тяжким грузом на себестоимость коммерческого жилья.
Во-вторых, очередь желающих получить жилье меньше не становится. В-третьих, бесплатные квартиры часто становятся объектами спекуляций. И наконец, в результате произошло почти полное вымывание относительно недорогого панельного жилья из коммерческого сектора.

Вернемся, однако, в Нью-Йорк. Там строят в пять раз меньше жилья для малоимущих и нуждающихся не потому, что у властей не хватает денег. Просто там не отдают муниципальное жилье в собственность, а предоставляют нуждающимся в аренду, причем на разных условиях, иногда и бесплатно. Таким образом, нью-йоркские малоимущие получают крышу над головой, но не возможность перепродать предоставленную государством квартиру. Видимо, поэтому им хватает того, что они строят. Собственно говоря, и для представителей среднего класса собственная квартира или дом во всем цивилизованном мире является скорее мечтой, чем реальностью. В том же Нью-Йорке в своих квартирах живет 30% населения, остальные арендуют. Только они арендуют большей частью не на "сером" рынке, как у нас, а в доходных домах. Удивительно, но наш нацпроект "Доступное жилье" вообще не рассматривает цивилизованную аренду как один из путей решения жилищной проблемы. Кстати, можно напомнить, что в нашей стране эта самая проблема была относительно решена только однажды – когда население переехало из бараков в хрущевки. Правда, они оставались госсобственностью, а жильцы их фактически арендовали у государства. Почему-то мне кажется, что к этой практике еще придется вернуться.
Андрей Воскресенский Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Ненасытный рынок":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Рынок пикапов растет как на дрожжах

• ВИС делает пикапы и на базе классических "Жигулей"Кто и когда сделал первый автомобильный пикап, вряд ли сегодня возможно точно определить. Но если пикап рассматривать как определенную маркетинговую категорию, то пальму первенства надо отдать американцам. Именно в США — стране «колхозников» — сформировался столь экзотический для других стран сегмент рынка.

» Японские автомобили - 11656 - читать


Вторичный рынок затоварен битыми иномарками

Несмотря на то что подержанные иномарки за последнее время серьезно подорожали, популярностью они пользоваться не перестали. Однако сегодня очень трудно найти достойную машину, да еще и за умеренные деньги, особенно когда это касается немецкого авто. Тем не менее у каждого страждущего пусть и бэушных, но надежных “колес”, есть альтернатива — например Nissan Almera.

» Японские автомобили - 4108 - читать


Ford Escort, Ford Focus: Ford Escort и Ford Focus на вторичном рынке

В тесте участвуют автомобили: Ford Escort, Ford Focus В этом материале мы расскажем о больных местах, детских болезнях, да и вообще о поломках этих двух моделей Ford Таблицы надежности иномарок TUV интересны всем, кто подумывает обзавестись неновой иномаркой. Но один популярный немецкий журнал, публикует не только сами таблицы, он и более подробную информацию о разных моделях автомобилей, об их больных местах, детских болезнях, да и вообще о поломках.

» Немецкие автомобили - 4145 - читать


Коммерческий Pick Up Robust от VW выйдет на рынки Европы и Африки

Компания Volkswagen заявила о начале производства нового коммерческого автомобиля, который может появиться уже в следующем году. Как сообщает РБК, со ссылкой на пресс-службу ООО «Фольксваген Груп Рус», автомобиль будет называться Pick Up Robust. PUR станет изготавливаться в основном для европейского рынка, но частичный экспорт тоже возможен, в случае если другие страны заинтересуются этой моделью.

» Немецкие автомобили - 1807 - читать


Mercedes атакует рынок внедорожников

Mercedes готовит к выпуску сразу три абсолютно новых внедорожника, которые появятся на рынке в 2003-2004 годах. Эти автомобили должны будут составить серьезную конкуренцию внедорожникам Land Rover и BMW. Сейчас в производственной гамме Mercedes есть два внедорожника – это автомобили M- и G-класса, причем последний выпускается без каких либо изменений уже 21 год.

» Немецкие автомобили - 2943 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Ненасытный рынок

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru