Многие боятся жить на юге столицы, считая районы, расположенные здесь, не слишком пригодными для приятного времяпрепровождения? Они не правы. Может быть, просто давно не бывали в этих местах. На самом деле тут многое изменилось со славных времен развитого социализма. Причем изменилось в лучшую сторону.
Тому, кто решит воочию убедиться в объемах и размахе нового жилищного строительства в ЮАО, предстоит испытать некоторый шок. Все красиво, все на своих местах. Очень удачные планировки кварталов, неплохая инфраструктура, хотя все же оставляющая желать лучшего. Причина этой неразвитости, правда, нетривиальна. Как удалось выяснить у специалистов в области коммерческой недвижимости, столичные ритейлеры не спешат приходить в южные районы Москвы с проектами больших супермаркетов, поскольку считают цены на свою основную продуктовую линейку слишком высокими для большинства жителей Южного округа.
Теория, конечно, интересная, но легко опровергаемая: неужели достаток московских «южных» жителей настолько отличается от заработков представителей других округов? В это верится с большим трудом. Более того, свободных земельных участков, пригодных для строительства больших супермаркетов, на территории Южного округа в избытке. Впрочем, самих «южан», как стало понятно из разговоров с жителями округа, эти проблемы ритейлеров и девелоперов не очень волнуют. Основный лейтмотив: бывало и хуже.
Гораздо важнее транспортная проблема. Въезды и выезды в Москву через МКАД забиты в часы пик приезжими из областных городов, которых по этому направлению предостаточно — Домодедово, Подольск, Чехов, Серпухов ежедневно снабжают столицу огромным количеством рабочих самых разных специальностей. К сожалению, существующие магистрали уже не справляются с этим гигантским потоком машин. Третье транспортное кольцо в южной части столицы проходит слишком близко к центру, и быстро добраться до него не представляется возможным. Спасением выглядит вариант с четвертым транспортным кольцом, но его строительство начнется никак не ранее 2008 года, а закончится еще года через два. Станций метро тоже маловато, к тому же многие южные микрорайоны расположены от них в пределах 15–20 мин езды общественным транспортом. Это проблематично в связи все с теми же пробками на дорогах. В общем жить в ЮАО не просто и не всегда удобно в бытовом плане.
Но зато как красиво и комфортно! Широкая в этом месте Москва-река с огромными набережными создает прекрасную зону отдыха для жителей практически любого микрорайона. Зелени хватает даже для такого крупного мегаполиса, как Москва. И повторимся: планировка многих кварталов вызывает большое уважение к проектировщикам. В кои-то веки они задумались об организации комфортных условий для жителей, а не о том, как впихнуть максимальное количество домов на заданную площадь.
Все это привело к тому, что даже риэлторам, а не только сторонним наблюдателям кажется, что многие новостройки Южного округа выглядят несколько недооцененными по сравнению со среднемосковскими. Пока $2400–2500 за 1 кв. м — вполне реальная цена для целого ряда жилых домов в ЮАО, строительство которых уже близится к завершению. Речь идет преимущественно о панельных зданиях, но это хорошие и современные серии, более или менее адаптированные по своим потребительским характеристикам к ожиданиям нынешних покупателей квартир в столице.
В отличие от представителей регионов москвичи с большим пиететом относятся к приобретению новых и больших по площади (по сравнению с предыдущим местом проживания) квартир. Эта тенденция, по мнению риэлторов, в ближайшее время усилится. Зачем пытаться сыграть на стоимости 1 кв. м жилья и выгадать (путем продажи старого жилья в центре) значительно большую по площади квартиру в активно раскручиваемом сегодня «экономном ближайшем Подмосковье»? Ведь есть новостройки ЮАО, по многим своим параметрам, в том числе и ценовым, вполне соответствующие и даже превосходящие лучшие образчики областных городов-сателлитов.
Да, новостройка на Юге получается примерно на 25% дороже аналогичной по площади подмосковной квартиры. Зато за жилье в ЮАО практически любой риэлтор и аналитик рынка недвижимости может поручиться — оно будет расти в цене по мере выхода новых московских районов за МКАД. Уже сейчас понятно, что это процесс неизбежный. А вот относительно недвижимости в областных городах, даже расположенных в пределах 10-километровой зоны от Москвы, подобной уверенности нет. Так и получается, что столичные покупатели квартир и специалисты рынка выбирают новостройки Южного округа.
Ирина ЕГОРОВА
Маркетолог корпорации «ИНКОМ-Недвижимость»:
— Долгое время Южный административный округ не пользовался популярностью у покупателей недвижимости. К основным недостаткам ЮАО относятся наличие большого количества промышленных предприятий и, как следствие, проблемы с экологией. Кроме того, основные транспортные магистрали округа — Варшавское и Каширское шоссе — как правило, сильно перегружены автотранспортом, что доставляет большие неудобства жителям.
Однако расположение на территории округа уникального музея-заповедника «Коломенское», парка «Царицыно» и красивейших монастырей всегда привлекало покупателей квартир в определенные районы округа.
Сейчас ЮАО набирает популярность. Инфраструктура округа достаточно хорошо развита, налажены удобные маршруты наземного транспорта. Существуют программы по выводу ряда промышленных предприятий за пределы округа, планируется строить новые дороги.
Цены на недвижимость на юге Москвы пока на 10–20% ниже, чем в традиционно популярных Западном, Юго-Западном, Северо-Западном и Северном округах. А в условиях стремительного роста цен такая разница весьма ощутима для покупателей.
Наталья Мартынова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU