Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Почему все так дорого

 

Почему все так дорого

 

 

Всего за несколько лет Москва превратилась в один из самых дорогих городов мира. Москвичи быстро адаптировались к чашке кофе за три-четыре доллара, а теперь привыкают к тому, что квадратный метр в затрапезной «хрущевке» стоит четыре с половиной тысячи.

Как и почему Москва, где пенсионеры получают всего по сто долларов в месяц, баснословно подорожала — тема необъятная и еще малоизученная.

Хлынувший несколько лет назад в страну поток нефте-, газо— и металлодолларов оседает в основном в Москве. С каждым днем пропасть между жизнью в столице и в регионах увеличивается, и это пылесосом затягивает в Москву и оставшиеся деньги, и людей.

загрузка...

 

 

Каждый состоявшийся сибирский нефтяник или уральский металлург покупает здесь квартиры себе и родственникам, сюда же они приезжают за покупками (иногда кажется, что в ЦУМе куда больше жителей Ханты-Мансийска и Нижневартовска, чем москвичей).

Но резкий рост численности населения и приток денег в столицу это одна сторона проблемы. Другая в том, что Москва не может со всем этим справиться. Во время прилива вода прибывает и прибывает, но не может равномерно растечься по долине: везде какие-то стены, барьеры, преграды — и в итоге она переполняет немногочисленные каналы. Предложение недвижимости, услуг и товаров очень ограничено из-за монополизма, отсутствия конкуренции, коррупции и массы базовых проблем (земельной, транспортной, инфраструктурной), которые стоят перед городом и не решаются.


Лукавая цифра
Судя по различным рейтингам, регулярно публикуемым в наших СМИ, Москва — один из самых дорогих городов мира. А по некоторым позициям так и вовсе самый дорогой. Впрочем, с рейтингами не все так просто. Те, которые ставят Москву в мировые лидеры (как, например, Mercer Human Resource Consulting), обычно считают не просто стоимость жизни в городе, а стоимость жизни для иностранных сотрудников крупных корпораций. В мировых же корпорациях стандарты качества жилья и услуг жесткие и очень высокие (продукты питания в дорогих магазинах, аренда элитной недвижимости, прокат автомобилей представительского класса). Но большинство людей по таким стандартам не живут и жить не собираются. Рейтинг, проводимый экспертами Economist, исследует товары и услуги каждодневного пользования, то есть затраты на общественный транспорт, тарифы на коммунальные услуги, стоимость продуктов питания в обычных магазинах, цены на сигареты, алкоголь. Согласно этому рейтингу, в 2005 году Москва оказалась на 29−м месте — впереди всех восточноевропейских городов, но сильно уступая Осло (нынешнему мировому лидеру), а также японским Токио и Осаке и некоторым западноевропейским городам. Этот рейтинг более показателен, но тоже не совсем точен. Одним из ключевых показателей в нем является плата за коммунальные услуги, а она в Москве не то что по мировым меркам, но и по российским весьма небольшая. По всем же остальным показателям Москва оказывается среди мировых лидеров. Более того, при анализе не только цены, но и качества (услуг, продуктов питания, недвижимости) московские цены начинают казаться запредельными даже жителям таких городов, как Лондон и Токио (см. «Взгляд из Японии»).

Так что же является причиной московской дороговизны? Почему в Москве соотношение цена-качество едва ли не самое неадекватное в мире? А главное, почему ситуация только ухудшается, причем стремительно?


Квартирный вопрос
Локомотив удорожания жизни — цены на недвижимость. Стоимость аренды московских офисов и магазинов действительно занимает первые места в международных рейтингах. Нетрудно догадаться, что эти расходы автоматически включаются в стоимость всех товаров и услуг в городе.

Цены на квартиры зашкалили за адекватный уровень. А минимальная стоимость жилья в четыре тысячи долларов за квадратный метр с учетом качества — давно отслуживших свой срок «хрущевок» и стремительно ветшающих «панелек» — вообще сюрреалистична. По соотношению цена-качество московские квартиры не имеют себе равных в мире. Кстати, несоразмерность цен выражается и в массовых покупках недвижимости за рубежом: согласно одному из исследований, мотив 40% таких покупателей — нереальность соотношения цена-качество в Москве и Подмосковье.

Еще хуже ситуация с гостиницами. Московские отели — самые дорогие в мире, показало исследование, проведенное международным порталом Hotels.com. Москва лидирует с большим отрывом: в середине 2006 года средняя плата за номер в российской столице составляла 167 фунтов стерлингов. В отелях Нью-Йорка, занявшего второе место, средняя цена составила 140 фунтов. В Бостоне за сутки придется заплатить 135 фунтов, в Венеции — 123 фунта, в Лондоне — 91 фунт. Причина уверенного лидерства Москвы — почти полное отсутствие отелей средней ценовой категории и дешевых частных гостиниц. Ну а те дешевые гостинцы, что есть, вообще не попали в поле зрения исследователей. То, что называется в Москве дешевыми гостиницами, по европейским меркам скорее ночлежки.

Главная причина высоких цен — дефицит недвижимости. Как же так, спросите вы, в Москве же много строят? Как же наш строительный бум? На самом деле строят очень мало. Бум в Китае, где строят чуть ли не по одному квадратному метру жилья в год на человека. В Москве же — не более 0,5 кв. м. Не говоря уже о том, что данные о населении города сильно занижены, а объемы строительства явно завышены. А если учесть, что китайцев миллиард, то можно понять, что отставание в абсолютных показателях огромно.

Проблем, тормозящих строительство в Москве, очень много. Тут и коррупция, за последние годы достигшая фантастических размеров, и постоянно усложняющаяся система согласований строительства (сроки подготовки проекта выросли с года-полутора до трех лет), и недавно открытый дефицит электричества. Но системная проблема в том, что город «съел» все оставленные с советских времен заделы (земля, дороги, электричество).

Нужно создавать новую ситуацию: объединять Москву с Московской областью и составлять генеральный план комплексного развития единого региона. Прокладывать новые дороги и линии для электричек, тянуть коммуникации, строить новые города и поселки. Такой подход требует профессионализма, мужества и непопулярных решений, но без этого город жить уже не может.

Сегодняшняя «коттеджизация» Подмосковья идет нерационально, застраиваются какие-то маленькие кусочки без общего плана. К каждому участку его владельцы вынуждены сами подводить дорогу, газ, электричество. Такая «кусочечная» застройка, да еще и с несовременными и дорогими технологиями, поневоле оказывается золотой. К тому же коттеджные поселки не могут быть альтернативой городскому жилью. До них очень долго ехать по переполненным дорогам, они не обеспечены минимальной инфраструктурой — больницами, школами, детскими садами, магазинами. И, кроме того, коттеджи сегодня безумно дороги. «Почему вилла на Лазурном берегу стоит два миллиона, я понимаю. Здесь море, там горы — в общем, земли мало, а места престижные, обжитые, хорошие. Но почему такие же деньги просят за коттедж в диком поле где-нибудь по Новориге? У нас-то земли очень много!» — возмущаются в узком кругу бизнесмены.


Почему дорожают сети и хирееют маленькие магазины
Москва — весьма дорогой город с точки зрения питания. Сложившаяся система выглядит так: продовольственные рынки, сетевые супермаркеты, отдельные магазины и магазинчики.

Начнем с сетей, появление которых еще недавно казалось прорывом к низким ценам и богатому ассортименту. Однако дешевых магазинов-дискаунтеров, которые продавали бы ограниченный набор товаров, но по низким ценам, у нас нет. Сети дискаунтеров, которые начали разворачиваться сразу после кризиса, например «Копейка» или «Пятерочка», быстро превратились в обычные супермаркеты.

Почему? Потому что продавать дешево в Москве невыгодно. Выход на рынок стоит больших денег (тут и крайне высокая цена аренды, и взятки чиновникам), но за это владельцы сетей получают монопольное положение на рынке. Это и диктует стремление зарабатывать на марже и особо не следить за качеством продуктов.

Но почему же не на обороте? Ведь, продавая дешевле, можно привлечь больше покупателей… Но московская экономика — и это касается не только продуктовых сетей — строится на системе откатов, а потому каждый участник экономической цепочки заинтересован в более высокой цене товаров: чем больше цена, тем больше откат. Как сказал нам один из менеджеров крупной торговой сети, «главная работа идет не с покупателем, а с поставщиком. Поставщик, чтобы попасть в нашу сеть, готов платить большие деньги и давать большие откаты. В итоге мы берем товары не лучшие по соотношению цена-качество, а те, за которые больше заплатили».

Долгое время в Москву не пускали иностранные торговые сети: дескать, они опустят цены и обанкротят наши магазины. Частично это и произошло: гипермаркеты Auchan и Metro с первого дня стали пользоваться огромным успехом. Но эти гипермаркеты располагаются далеко от центра, часто за МКАД, через московские пробки доехать до них проблематично. К тому же их совсем мало и они не выдерживают наплыва посетителей, особенно перед праздниками и в выходные дни.

Магазины и магазинчики — это самое печальное, что есть в нашем городе с точки зрения торговли продуктами питания. Собственно, во многом из-за этого сетевые супермаркеты оказались в столь исключительном положении. В чем же выражается убогость московских магазинов? Очень бедный и абсолютно однообразный ассортимент при ценах от средних до очень высоких. Дело в том, что почти все они берут свои товары на одних и тех же оптовых базах. Причем часто это является условием их существования. То есть коррупционная схема тут действует не прямо, а косвенно: вместо взятки чиновнику владельцам магазинов предлагается брать продукты с определенной базы по назначенным там ценам. Впрочем, и без коррупции у хозяев таких магазинов не хватает сил, времени да и желания предлагать потребителям что-то особенное, искать дешевых поставщиков. Чаще всего у них просто нет денег на эксперименты — слишком много надо платить санэпидемстанции, пожарным и прочим представителям власти — а массовые поставщики предлагают удобные схемы. В итоге бизнес не очень клеится, большинство магазинчиков постоянно меняет хозяев, которые берут кредит под ремонт, снова платят взятки чиновниками — а на выходе мы получаем высокие цены и очень бедный ассортимент.


Недорого, но сердито
Рынки сегодня стали объектом пристального внимания. Однако даже члены правительства, докладывающие о выполнении наказа президента разобраться с рынками, так внятно и не объяснили, о каких рынках идет речь — мелкооптовых или «колхозных».

На самом деле рынки — это самое дешевое место, где москвичи могут купить продукты, но и тут дешевизна относительна, а ситуация очень неустойчива. На рынках тот же расклад, что и везде: место стоит денег, хозяева рынка постоянно должны договариваться (то есть платить) с представителям власти и всевозможными проверяющими, отчего место на рынке начинает стоить еще дороже. Есть проблемы и с «представителями некоренных национальностей», контролирующими большинство рынков. Производителю действительно нелегко пробиться к покупателю со своей картошкой и капустой. «На рынок никто не пустит, чтобы ты не сбивал цену. Конкуренция не нужна, — говорит астраханский предприниматель Александр. — В лучшем случае купят по дешевке на оптовой базе. Да и то проблем много. Одни знакомые несколько раз привозили овощи в Москву, да бросили. Приедут на базу, договорятся о цене, оформляют документы, разгружаются, а при расплате им дают денег в два раза меньше. Как же так? Не нравится — уезжайте. А товар уже разгружен, и база через час закрывается. А идти в милицию за правдой нет никакого резона. В последний раз им вообще денег не заплатили, сказали “потом приезжайте”».

Причем качество овощей и фруктов не волнует никого. Волнует только маржа — даже солидные сети в Москве могут легко продавать подмороженные яблоки по цене несколько долларов за килограмм. Тот же Александр рассказывает: «в июне в Астраханской области хозяева были готовы продавать помидоры по три пятьдесят за килограмм. А перекупщики сидели, ничего не брали, пока не опустили цену. Взяли помидоры худшего качества, но по три рубля».

Впрочем, при всех этих проблемах рынки все же остаются местом самых адекватных цен (те же помидоры на рынке в Ховрине стоили этим летом 15–20 рублей, а в супермаркете «Азбука вкуса» — 230). Однако и эти места низких цен постепенно вытесняются из городской жизни. Один из механизмов — снос рынков и строительство на их месте торговых центров. «У меня под окнами был Рогожский рынок. Обычный колхозный рынок: большой ангар плюс несколько рядов палаток на улице. Все им были довольны. Теперь на этом месте отстроено капитальное здание: цены выросли минимум в два раза», — говорит художник Константин.

Капитальное здание торгового центра с гранитом-мрамором не может быть дешевым. Его владелец автоматически устанавливает высокую арендную плату, чтобы окупить вложения. В итоге каждый потраченный доллар отражается на ценнике. «Снос рынков и замена их торговыми центрами подается как продвижение даров цивилизации непонятливым туземцам. Будете покупать в тепле, при свете в красивых интерьерах. Но, конечно, за всем стоят экономические интересы: рынки располагаются в очень хороших местах, к ним десятилетиями протоптаны дороги покупателей. Построенный торговый центр позволяет получить намного больше денег за счет увеличения площадей, этажности и высокой арендной платы», — говорят специалисты по торговле.

Вообще постепенная ликвидация уличной торговли весьма печальна. Во многих европейских городах в первой половине дня на бульварах и площадях внутри кварталов продают свежие овощи и фрукты, сладости, рыбу и мясо. Никакой антисанитарии и приемлемые цены. Есть и очаровательные рынки прямо в центре города, которые часто становятся и туристической достопримечательностью, — в Париже, Лондоне, Нью-Йорке.


Средний класс-проблема выживания
Весьма многочисленный московский средний класс, пожалуй, более всего страдает от московских цен. Эти люди неплохо зарабатывают, но они и ориентированы на более высокий уровень потребления. Они не хотят покупать мороженые яблоки и подпорченные помидоры, они не хотят селиться в убитых «хрущевках» и покупать товары массмаркета. Хоть сколько-нибудь приемлемая для среднего класса, который не хочет одеваться на вещевом рынке, одежда в разы дороже, чем в Европе, Америке и Японии. «В Москве фантастически дорогая одежда. Обычные джинсы за пятьдесят-восемьдесят долларов — это нереально. Я покупаю такие на распродажах в Германии и плачу не более пяти евро», — говорит наша бывшая соотечественница Наталья. В Москве практически нет универмагов с доступной по цене одеждой, а дизайнерская одежда стоит в два-три раза дороже, чем в Европе.

В итоге помидоры они вынуждены покупать по двести рублей, за элементарными продуктами ехать в «Глобус Гурме», а о собственных квартирах даже и мечтать перестали. Ну а одежду покупают за границей. Посчитано, что шопинг в Париже легко окупает билеты и проживание во французской столице — не самом дешевом городе мира.

На выходе мы получаем, что для среднего класса прожиточный минимум в Москве исчисляется едва ли не сотней тысяч рублей. Причем стоимость жизни постоянно растет, инфляция в этом сегменте измеряется десятками процентов в год.

Москва — дорогой мегаполис, но это половина проблемы. Не менее важно, что это еще и неудобный для жизни город: пробки, плохая экология, неравномерно развитая инфраструктура и так далее. В частности, согласно исследованию Mercer Human Resource, в рейтинге удобных для жизни городов Москва заняла 190−е место из 215 возможных. Однако и без иностранных исследователей, понятно, что в этом городе слишком много времени и сил тратится нерационально.


Итого
Итак, подведем некоторые итоги. Почему в Москве все так дорого и плохо обустроено? Во-первых, высокая концентрация денег и людей при устаревшей инфраструктуре. Во-вторых, очень высокие издержки бизнеса — в первую очередь потребительского. Главный источник этих издержек — взаимоотношения с властью. Причем слово «коррупция» тут не совсем точное: кроме прямой коррупции в Москве огромное значение имеет и косвенная. Московская система хозяйствования устроена так, что любой бизнес, работающий в городе, оказывается защищенным от конкуренции этой системой. Вход на рынок любого уровня непомерно высок, а удержаться на нем можно только работая на высокой марже и откатах. Выживают или крупные сети, или бизнес этнических групп. Потому в Москве нет семейных ресторанов или магазинов, которые в Европе во многом создают потребительское пространство.

Еще один источник повышенных расходов — транспортные затраты из-за пробок и больших расстояний. Представьте себе, как мало магазинов может объехать машина с продуктами и сколько лишнего бензина она при этом расходует на стояние в пробках. Транспортные затраты, естественно, включаются в стоимость товара. Другой источник дополнительных издержек — немалые затраты на охрану. В каждом магазине, аптеке и офисе постоянно находятся охранники. Все более или менее крупные структуры имеют службы безопасности.

Ну и, наконец, особенность нашего бизнеса, непосредственно связанная с московской системой хозяйствования, — откаты. Как мы уже говорили, практически на всех звеньях бизнес-цепочки ключевой мотивировкой является откат. И все эти откаты, часто кратно превышающие зарплату, в итоге включаются в конечную стоимость товаров. Более того, логика откатов превращает потребительский бизнес в пространство, где интересы потребителя учитываются в последнюю очередь. А потому ему задорого продают абы какие товары неочевидного качества.


Александр Протопопов, Алексей Щукин Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Почему все так дорого":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Citroen Picasso, Peugeot 307: И все-таки они вместе

В тесте участвуют автомобили: Citroen Picasso, Peugeot 307 Посмотреть другие фото (3) Выбор автомобилей для нашей дуэльной рубрики кому-то может показаться странным. Ну что, казалось бы, общего у "Пежо-307" и "Ситроена-Ксара-Пикассо", кроме "родителя" - концерна PSA? "Пежо" - новичок, "Ситроен" выпускается уже два года.

» Французские автомобили - 2788 - читать


Почему Logan будет стоить так дорого?

• Renault LoganТак уж повелось в России, что выход на рынок новой недорогой модели загодя будоражит авторизованную общественность. И автомобиль Renault Logan, чье производство примерно в середине следующего года должно стартовать в Москве, не оказался исключением. Главный вопрос — сколько будет стоить?

» Французские автомобили - 2928 - читать


Нужно ли все-таки запретить сотовые в автомобиле?

Исследователи сообщают, что частое пользование сотовыми телефонами за рулем приводит к увеличению числа аварий, но то значение, которое люди придают возможности звонить в дороге, почти равняется значимости несчастных случаев, происходящих вследствие таких разговоров. Противники запрета на использование водителями сотовых телефонов приводят данные, показывающие, что выгода от звонков из автомобиля перевешивает потери от возможных несчастных случаев, например, оплату медицинск ...

» Разное - 1823 - читать


Пошлины на иномарки все-таки повысят

Пошлины на иномарки все-таки повысят. В пятницу на заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике было принято решение рекомендовать правительству повысить ставки таможенных пошлин на автомобили. Как и предполагалось основной удар наносится по иномаркам старше 7 лет.

» Разное - 2027 - читать


И все-таки он&nb p;вертится

Прошла еще одна неделя, перелистнулась еще одна веб-страничка жизни Рунета. Что же нового произошло в нашей Сети, чем может поживиться наш читатель? Начнем, как обычно, с вещей глобальных.

» Интересное в сети - 1258 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Почему все так дорого

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru