Квартиры в этом современном жилом комплексе пользуются у дизайнеров заслуженным уважением. Условия здесь благоприятствуют творчеству: высокие потолки, бессчетное количество квадратных метров — как и положено в апартаментах премиум-класса. Главная же особенность состоит в том, что в доме несущими являются лишь стены, ограничивающие квартиру по периметру. Все прочее предстоит выдумывать самостоятельно — в зависимости от фантазии, потребностей и возможностей.
Роскошь бытия
Как правило, когда архитектор и заказчик говорят на одном языке, последний лишен консерватизма, смело подписывается на творческий эксперимент, и рождаются самые удачные интерьеры.
В нашем случае владельцы квартиры четко представляли себе стиль будущего жилища. Задача архитектора состояла в том, чтобы оптимально организовать имеющееся пространство и выполнить его в любимом заказчиками стиле ар деко. Помимо личных пристрастий хозяев, выбор стиля оказался вполне логичным: в своих поздних формах ар деко сближается с геометрическим конструктивизмом – стилем, в котором выстроен сам жилой комплекс.
Получился гармоничный тандем масштабной архитектуры, эволюционирующей в дальнейшем в новый ампир, и роскошной обстановки, соединившей в себе элементы неоклассицизма, модерна, восточной экзотики и примитивного искусства. В этой квартире легко узнаваем шарм дорогих интерьеров 20-х годов прошлого века. Однако, в отличие от исторического прототипа, современный ар деко не создает всего лишь иллюзию благополучия. Здесь уделено внимание буквально каждой мелочи – начиная от планировки и заканчивая отделочными материалами и обстановкой. С оригиналом же его роднит принцип сосуществования предметов в среде: интерьер выступает не единой законченной композицией, а представляет собой отдельные «сообщества» или группы ярких вещей, каждая из которых претендует на самодостаточность. Все вместе они формируют стиль, насыщенный декором, сознательно ориентированный в прошлое, но отвечающий при этом высоким сегодняшним стандартам.
Конструктивные особенности
Жилое пространство для семьи из трех человек предполагало наличие детской комнаты, родительской спальни и просторной гостиной, которую решили объединить с кухней. Кроме того, в квартире площадью около 160 кв.м предусмотрели два санузла и несколько гардеробных, при этом осталось достаточно места на прихожую и коридор.
Автор постаралась увеличить узкое в контексте общего метража пространство от входной двери до окна. Поэтому на объекте была задана асимметричная планировка, которая в дальнейшем и легла в основу всей концепции квартиры. Проектирование интерьера и создание конструктивной части, а именно возведение перегородок в квартире, шло параллельно с окончанием строительства дома.
Единственным отступлением от общего принципа (имеется в виду отсутствие внутренних стен на объекте) стало пространство будущей кухни. По генеральному плану застройки на этом месте присутствовало квадратное помещение площадью примерно 2х2 м, образованное уличными стенами и двумя стеклопакетами со стороны помещения: небольшая комната, застекленная с четырех сторон, из которой открывается панорамный вид на Малую Неву и Каменный остров. Изначально здесь предполагался кабинет хозяина дома, но впоследствии от этой мысли отказались: продуктивно работать в доме, где есть маленький ребенок, все равно не получится. Было решено, что за большими стеклянными поверхностями гораздо эффектнее будет смотреться зимний сад. Автор убрала двери с порожками, «срезала» угол, выступающий в кухню, а в появившейся плоскости сделала окно. Таким образом, из кухни в зимний сад теперь ведут стеклянные распашные двери, к окну под прямым углом примыкает каменная столешница, которую со стороны оранжереи продолжает подоконник. Все столешницы на кухне, каминная полка и подоконники выполнены из натурального гранита. Сидя за столом в кухне, обитатели квартиры с удовольствием любуются тропическими джунглями, словно бы «зависшими» над серым городом.
Остальные стены на объекте возведены из гипсокартона. Функциональное деление пространства прихожей, гостиной и кухни, напоминающее в плане трапецию неправильной формы, осуществляется с помощью систем раздвижных дверей и перегородок из полупрозрачного стекла во всю высоту помещения – порядка 3,3 м.
Декоративное искусство
К дизайну интерьера архитектор смогла приступить лишь после сдачи дома; таким образом, отделочные работы пришлись на период с мая 2006 по февраль 2007 г. С тех пор семья постоянно живет в этой квартире, однако процесс формирования внутреннего облика дома нельзя назвать завершенным. Поскольку заданный изначально стиль предполагал богатое декоративное наполнение, а при этом владельцы являются обладателями художественной интуиции и тонкого вкуса, то вполне естественно, что в интерьере продолжают появляться новые детали и акценты.
На этапе отделки шла тесная совместная работа архитектора и заказчиков. Выданный автору карт-бланш на создание исторической обстановки предполагал участие специалистов разных областей. И если натяжные потолки (в частности, в ванной комнате, детской и гостиной) или дорогие текстильные обои – приемы, давно ставшие традиционными, то авторские техники заслуживают более пристального внимания. Например, основным настенным покрытием стала декоративная штукатурка – всевозможных цветовых сочетаний, различного рисунка и высоты рельефа. Авторами этой отделки выступили известные петербургские художники Елена Стурман и Петр Мамбетов. Их росписи можно встретить и в спальне, где вместо традиционного шкафа-купе архитектор придумала угловую конструкцию с распашными дверями. По начальному замыслу трехстворчатую поверхность предполагалось стилизовать в духе шинуазри – в черном лаке с использованием ярких цветовых сочетаний. Но в итоге фоном для райских птиц, облюбовавших ветви деревьев, стала золотисто-песочная гамма, не столь нарочитая в контексте общей палитры помещения. Ар деко проявился в спальне во всем своем великолепии: наборный паркет с флореальными мотивами, стилизованный лотос над изголовьем, мебельный гарнитур, инкрустированный перламутром. Одну из стен украшает гобелен XVII в., приобретенный на антикварном аукционе Европы. Все прочие аксессуары также представляют собой подлинники, относящиеся к эпохе модерна.
В детской также не обошлось без эксклюзива: художницей Натальей Малаховой выполнена ручная роспись потолка.
Характерными символами ар деко стали декоративные колонны с использованием шпона палисандра и латунными вставками, предложенными архитектором в интерьере гостиной и прихожей. Форма колонн, «балдахина» над кроватью в спальне и рисунок витражей в гостиной символизируют собой образ раскрывающегося лотоса, излюбленного мотива владельцев квартиры. Кухонному гарнитуру также не удалось избежать авторских «дополнений».
Традиционный для стиля хай-тек принцип – оставлять открытыми системы крепления, механизмы открывания и прочие конструктивные нюансы – в данном случае шли вразрез с эстетикой более мягкого ар деко. Поэтому к бордовому глянцу и матовому стеклу добавились придуманные автором декоративные фьюзинговые элементы.
В бордово-белой гамме выдержан и огромный хозяйский санузел. Раковина из бордового стекла гармонично перекликается с авторской настенной мозаикой, выполненной в оттенках красного, перламутра и золота. Золотые керамические вставки повторяются и в напольной плитке под мрамор. Дополнительный изыск интерьеру придает огромная зеркальная стена, которая отражает и, таким образом, визуально удваивает декор помещения. Гостевой санузел решен в более скромном «масштабе», однако от этого он не кажется менее торжественным, опять-таки благодаря сочетанию красного и белого, дополнением к которому стали витражи с узором.
Остается добавить, что во всей квартире выполнены наборные полы из массива дуба, клена и мербау. Важную роль в формировании атмосферы, безусловно, играют текстиль и освещение, предусматривающее в каждом помещении несколько групп включения. Наряду с установленной принудительной вентиляцией, оптоволоконным Интернетом и прочими высокими технологиями, за создание комфорта в квартире отвечает система «умный дом». Словом, в квартире созданы идеальные как с эстетической, так и с функциональной точки зрения условия, соответствующие самому современному уровню жизни.
Яна Россо Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU