Сделки с недвижимостью всегда подразумевают переход права собственности от одного лица к другому. Этот ответственный момент, естественно, сопровождается оформлением соответствующих документов. Должен ли в этом процессе обязательно участвовать нотариус, или в некоторых случаях можно обойтись и без его помощи?
Документы, подтверждающие переход права собственности от одного человека к другому обычно оформляются в виде договоров. Самые распространенные из них – договор купли-продажи, договор дарения, договор ренты и договор мены.
По свидетельству старшего эксперта юридического управления Корпорации недвижимости «Рескор» Вячеслава Маханова, все эти договоры могут быть заключены в простой письменной форме (то есть без участия нотариуса). Выбор формы договора во всех перечисленных выше случаях зависит исключительно от желания участников сделки, а ее государственная регистрация проходит абсолютно аналогичным образом вне зависимости от того, каким способом оформлены документы: нотариально или в простой письменной форме. Этот способ не оказывает никакого влияния и на будущие права собственника, никоим образом их не ограничивая, то есть человек является полноценным собственником как на основании одного, так и на основании другого документа.
Но в некоторых случаях без участия нотариуса все же не обойтись, и самый распространенный из них – переход права собственности после смерти собственника. При выдаче свидетельства о праве на наследство (на основании завещания или по закону) лишь нотариус выдает свидетельство о праве на наследство, с которым человек идет в государственные регистрирующие органы.
В риэлторской практике большая часть договоров купли-продажи заключается в простой письменной форме, так как этот способ тоже не противоречит закону, но при этом дешевле и проще. Если же участники сделки непременно хотят заключить договор в нотариальной форме, на это потребуется дополнительное время, так как пакет документов должен быть представлен нотариусу заранее. На подписании договора должны обязательно присутствовать представители обеих сторон сделки. Кроме того, услуги нотариуса стоят денег.
Однако есть нюансы, оправдывающие некоторые сложности нотариального оформления документов. В жизни, как известно, случается всякое, и даже самые важные документы иногда теряются. И здесь время и деньги, потраченные на нотариуса, могут принести ощутимую пользу, так как при утере правоустанавливающих документов, составленных в нотариальной форме, их гораздо проще восстановить. Для этого нужно только прийти к нотариусу – и он выдаст дубликат того документа, который когда-то удостоверил.
Утеря правоустанавливающих документов, не заверенных у нотариуса, грозит более серьезными осложнениями, в таких случаях не исключено судебное разбирательство.
Помогают нотариально заверенные документы и в других случаях. Например, рассмотрим типичную жизненную ситуацию: умирает человек, который когда-то стал собственником по договору купли-продажи, составленном в простой письменной форме. Следовательно, в права наследства после смерти собственника должны вступить его наследники. Они могут столкнуться с определенными трудностями: есть вероятность того, что нотариус, открывающий наследственное дело, может не принять к рассмотрению документ, составленный в простой письменной форме, и отослать наследников в суд – чтобы ему подтвердили правомочность того договора купли-продажи, который был составлен в простой письменной форме. Если бы этот договор был в свое время заверен у нотариуса, все решилось бы гораздо проще.
Учитывая все приведенные выше примеры, будущим собственникам, тем не менее, нужно иметь в виду, что юридических отличий между документами, составленными в нотариальной форме или простой письменной форме, нет.
Елена Гудкова Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU