Мэр Москвы Юрий Лужков не поддержал вчера проект схемы размещения небоскребов в рамках городской инвестиционной программы «Новое кольцо Москвы» (НКМ) до 2015 года. После обсуждения документа на заседании столичного правительства мэр дал два месяца на то, чтобы его радикально доработать. Претензий у градоначальника набралось столько, что речь идет скорее о создании новой программы и новой схемы.
Как уже писала «Газета» (см. номер от 27 ноября), предлагалось утвердить выделение 57 участков в периферийных районах Москвы под строительство около 200 зданий высотой более 30 этажей.
Небоскребы согласно проекту имели бы различное функциональное назначение - административно-деловое, гостиничное, жилищное. Программа НКМ была утверждена постановлением правительства Москвы еще в 1999 году, но инвесторов не заинтересовала: высотное строительство - дело и так дорогостоящее, а в столице оно еще и сопряжено с целым рядом рисков, в том числе связанных с безопасностью: городские почвы, глинистые и с карстовыми пустотами, для строительства небоскребов не очень подходят. В результате по программе НКМ до сих пор было сдано в эксплуатацию лишь одно здание - жилой дом «Эдельвейс» на Давыдковской улице. Еще четыре объекта находятся на разных стадиях строительства.
Юрий Лужков заявил вчера, что он не противник возведения высоток как таковых: «В Москве мало земли для строительства, поэтому нужно двигаться вверх, увеличивать этажность». Но при этом, обращаясь к главе столичного стройкомплекса Владимиру Ресину, сказал: «Вы предложили нереальную программу». Лужков перечислил серьезные вопросы к проекту, некоторые из них содержались и в материале «Газеты». Так, мэр усомнился, что в кратчайшие сроки удастся найти инвесторов: «Вынести на конкурс 12 объектов в 2007 году невозможно». «Собственный опыт строительства высотных зданий у нас сосредоточен в проекте «Москва-Сити», - добавил Лужков. - Достаточен ли он, чтобы подрядчики обеспечили абсолютно надежное строительство? Нормативной базы для строительства высотных зданий нет ни в Москве, ни в России». Градоначальник коснулся также вопроса транспортной инфраструктуры, ведь каждый небоскреб - это дополнительная нагрузка на дороги вокруг него. Появились у мэра и эстетические претензии к проекту: «Уместно ли соседство высотных зданий, которые имеют далеко не прекрасные архитектурные формы, с нашими историческими ансамблями?» Интересно, что авторы проекта схемы не раз в документе упомянули о формировании нового высотного силуэта города.
Впрочем, пожалуй, главным из вопросов Лужкова о небоскребах был такой: «Что мы там будем размещать?» Мэру не понравилась заявленная коммерческая направленность программы. «У вас философия такая - пригласить инвесторов, пускай строят, зарабатывают», - критиковал он документ. Из этих слов мэра можно сделать вывод, что строительство небоскребов по городскому заказу для государственных нужд было бы признано куда более оправданным. Остается надеяться, что таковым его не признают. Ведь экономическую эффективность строительства небоскребов уже оценили. Это сделали частные инвесторы, не проявившие к НКМ интереса.
Матвей Масальцев Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU