В России немного найдется людей, кто ни разу в своей жизни не сталкивался с регистрацией прав на недвижимость. В конце июля правительство одобрило регламент, в котором подробно расписаны все действия сотрудников Росрегистрации. Поможет ли это победить очереди, сократить сроки оформления документов, повысить качество оказываемых услуг? Обо всем этом новый руководитель Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве Олег Трофимов рассказал обозревателю "Известий" Михаилу Хмелеву.
вопрос: Как изменится работа регистраторов с принятием нового административного регламента?
ответ: Она уже начала меняться. Сокращаются сроки подготовки и выдачи документов. В проекте регламента прописаны не только все действия наших сотрудников, но и время стояния посетителей в очереди, условия для их комфортного ожидания, время на консультирование. Мы провели хронометраж всех наших действий, начиная с прихода гражданина в приемную до получения им документов. Все это проанализировали и внесли в проект регламента. Весь этот документ составляет увесистый том - около 160 страниц.
в: Прописать-то прописали, но кто сможет проконтролировать, соблюдают ли ваши сотрудники предписанные временные рамки?
о: Проконтролировать работу сотрудников службы очень просто. Наша информационная система с точностью до минуты позволяет определить, сколько времени было затрачено на то или иное действие. Это позволяет постоянно контролировать сотрудников.
в: В результате удастся ли вам победить очереди в Росрегистрации?
о: Под очередями мы прежде всего понимаем случаи, когда человек приходит в приемную и до конца дня не успевает сдать документы. Такого мы не допускали и не допустим. Но существуют объективные причины для очередей - рост обращений граждан и "сезонность". Так что практически всегда приходится ждать при сдаче и выдаче документов. В остальном мы постараемся облегчить жизнь заявителей. Будет увеличено число приемных дней, мы будем работать в субботу и без перерывов на обед. Кроме того, можно будет предварительно записаться на прием: придя лично, по телефону или через интернет.
в: Сократятся ли сроки рассмотрения и выдачи документов?
о: Они определены законом и за редким исключением соблюдаются. Сегодня мы должны зарегистрировать сделку в срок не более месяца, но мы стараемся уменьшить эти сроки. Так, для приватизируемых квартир срок регистрации прав сокращен до 21 дня. При регистрации ипотеки почти везде регистраторы укладываются в 10 дней. Быстрее не получается - в конце концов и у нас есть пределы. Регистраторов, тех кто может регистрировать права собственности, всего около 4300 человек на всю Россию. Мы готовы работать быстрее, готовы к тому, что все наши действия будут прописаны поминутно. Но для этого нужны дополнительные средства, обученный персонал, техника.
в: А что вы будете делать, когда заработает нацпроект "Доступное жилье", подойдет крайний срок бесплатной приватизации, когда люди кинутся оформлять свою дачную собственность? Не приведет ли это вновь к огромным очередям в коридорах Росрегистрации?
о: Нацпроект рассчитан на шесть лет, и, по нашим прогнозам, его реализация не приведет к резкому увеличению регистрационных действий. А вот ситуация с окончанием "бесплатной" приватизации довольно острая. В Москве каждая четвертая квартира не приватизирована, и с начала года число обращений по приватизации выросло на 58%. Для этого и нужен регламент, чтобы понять, сколько и чего нам необходимо, чтобы обслужить всех граждан в срок и без очередей. По моим подсчетам, Росрегистрации нужно еще не менее 10 000 человек в целом по России и около 600-700 - в Москве. Должны быть просторные помещения с местами для ожидания, оборудованными стоянками. Кроме того, надо повышать зарплаты сотрудникам, большая часть которых получает не более 8 тыс. рублей.
в: А к местным властям за помощью не обращались? Вот была идея о создании при муниципалитетах центров помощи в сборе и подготовке документов для приватизации. Как вы к этому относитесь?
о: Это все от нашей нищеты. По-хорошему, подготовкой "комплекта документов" для госрегистрации должен заниматься специалист. Но я полагаю, что у человека должен быть выбор - обратиться ему в социальный центр или пойти в коммерческую фирму. Но еще любой гражданин может бесплатно получить помощь от наших сотрудников.
в: Когда ваша служба заработает по новым правилам?
о: До конца 2006 года будем отрабатывать регламент в пилотном режиме в Москве и области. А до конца 2008 года на новые правила перейдем повсеместно. Уже решили создать дополнительные приемные в пределах "шаговой" доступности. Их число будет рассчитываться из числа жителей и их активности на рынке недвижимости. В Москве сейчас работает 25 приемных, а нам нужно еще минимум 10. Всего по России их планируется открыть более 5000.
в: Есть ли хотя бы предварительные прикидки, во сколько обойдется бюджету столь кардинальные перемены?
о: Реформирование службы обойдется в миллиарды рублей. К примеру, мы создаем единую систему регистрации прав на недвижимость. То есть, обращаясь в отдел к нам, вы можете получить сведения об объекте недвижимости на Камчатке. Это очень дорогая система. Но мы готовы обосновать эти затраты перед МЭРТом. Кроме того, если бы все деньги, что мы получаем от граждан и организаций, шли на наши нужды, мы бы не нуждались в бюджетном финансировании.
Михаил Хмелев Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU