Еще пятнадцать лет назад к разряду элитных относились дома, подъезды в которых были оборудованы домофонами, а жильцов в парадном встречала консьержка. Сегодня эти атрибуты перешли в категорию «для всех». А вот у качественного «менеджмента» зданий высокого класса появился совсем другой набор услуг. Например, хозяин квартиры может заказать себе чашечку кофе, понежиться в бассейне или попариться в сауне не выходя из дома.
Деньги к деньгам
По оценкам столичных экспертов, в 90% случаев застройщики сами создают дочерние компании, которые занимаются эксплуатацией собственных объектов недвижимости.
К примеру, в холдинговой компании «Квартал» для обслуживания построенных домов организовали «Кварт-Сервис». MIRAX GROUP открыла службу эксплуатации «Миракс Сервис» (объекты недвижимости – «Корона», Mirax Park), «Авгур Эстейт» («Камелот», «Три Тополя») – фирму «Управление по эксплуатации и ремонту». «ДОН-Строй» «опекает» свои строения («Дом на Смоленской набережной», «Новая Остоженка»), как и компания «Мироздание» («Красная башня», «Дворянское гнездо», «Замоскворецкая усадьба»).
«Причина нежелания передавать дом на обслуживание сторонней организации связана, в первую очередь, с нежеланием отдавать доходы, – объясняет Денис Попов, генеральный директор компании «Контакт-недвижимость». – К тому же, застройщик знает всю подноготную своего здания, все инженерные системы и конструктивные элементы. И он, как никто другой на рынке, способен грамотно управлять собственным объектом». «Выделение собственной эксплуатирующей компании дало нам возможность обеспечить высокий уровень контроля над нашими зданиями, – рассказывает Андрей Письменный, генеральный директор компании «МИАН-Сервис». – Плюс к этому – лучше понять, какие здания должны появляться на рынке в будущем с учетом требований наших клиентов к инженерным системам и дополнительным сервисам». Компаний, «заведующих» сегодня московскими элитками, не более шестидесяти. Из них крупных – около десяти. По словам Натальи Титовой, начальника отдела развития и маркетинга компании «Крупская Realty», самая известная специализированная фирма, обслуживающая элитные дома столицы, – это Q-tec. Она, к примеру, эксплуатирует элитный жилой комплекс Cooper House на Остоженке.
Домашняя начинка
К необходимым услугам, которые обязана предоставить жильцам элитных домов управляющая компания, Андрей Письменный относит техническое обслуживание инженерных систем, контроль качества предоставляемых поставщиками (городом) коммунальных услуг (тепло-, электро-, газоснабжение), уборка общественных зон и придомовой территории, охрана здания.
«В каждом элитном доме должны в обязательном порядке работать электрик, слесарь и сантехник (чаще всего круглосуточно), уборщики дома и придомовой территории, а также специалист по лифтам (если он не входит в штат, то привлекается из сторонней организации)», – продолжает Денис Попов. «К тому же есть определенный набор коммуникаций, который должен присутствовать в элитном доме, – добавляет Елена Комова, директор управления маркетинга Агентства недвижимости «Домострой». – Это централизованная приточная вентиляция, общедомовая система водоочистки, управляемая система центрального отопления, наличие выделенной линии Интернет и спутникового телевидения. Все это должно бесперебойно работать, поэтому в случае технических неисправностей, в любое время дня и ночи, сотрудники обслуживающей организации должны прийти в квартиру и устранить поломку».
Более строгие требования предъявляются к «начинке» клубных домов. Эксперты относят к обязательным наличие автономного инженерного оборудования – собственной электростанции, тепло- и водоснабжения и даже пожарной службы. Поэтому и штат сотрудников при клубном доме может быть более десятка человек. Как правило, в «джентльменский набор» входит также служба консьержек, которые не только встречают гостей, но и выполняют отдельные поручения: организуют доставку багажа, почты, цветов, могут заказать билеты.
Дежурный мужчина
Как рассказывает Денис Попов, в некоторых элитных домах список услуг, предоставляемых собственной коммунальной службой, состоит из множества наименований. К примеру, в жилом комплексе «Времена года» их больше двадцати. Вот только спросом у жителей пользуются далеко не все.
К дополнительным «опциям» обслуживающей компании относят, как правило, услуги садовника, дизайнера, флориста, репетитора, гувернера, помощника по дому и многое другое. Так, например, компания «Возрождение Санкт-Петербурга» предлагает оригинальную услугу «мужчина в доме». Специалисты помогают жильцам починить мебель, помочь с перестановкой в квартире, повесить картину.
Сотрудники обслуживающей компании могут убраться в квартире, полить цветы в отсутствии хозяев, накормить кошку, выгулять собаку, закупить продукты, отнести вещи в прачечную, помыть машину, а также найти и предоставить клиенту любую интересующую его информацию. Например, компания «Миракс Сервис» совместно с английской фирмой Apple-concierge создала предприятие для обслуживания элитных комплексов. В «Миракс Сервис» рассказывают, что их специалисты знают, в какой детский сад или школу отдать ребенка, куда обратиться за профессиональной медицинской помощью, помогут подыскать репетитора, няню или помощницу по дому, организуют досуг (театры, музеи, концерты, поездку в пансионат на выходные или путешествие в экзотические страны). Прежде чем предоставить такую информацию, сотрудники проводят серьезные маркетинговые исследования, посещают десятки медицинских центров, детских садов, школ и фирм по предоставлению самых разнообразных услуг.
В комплексе «Коперник» жильцы могут заказать доставку горячих блюд, билеты, медикаменты, попросить сотрудников обслуживающей компании посидеть с ребенком или выгулять собаку. Также в любое время суток услугами профессиональных сотрудников эксплуатирующей компании могут воспользоваться и обитатели элитных комплексов «Дворянское гнездо», «Виктория», «Замоскворецкая усадьба». Перечень предложений здесь также широк: от доставки билетов в театры и кино до генеральной уборки в квартире. Как отмечают в обслуживающей эти дома компании, клиентами наиболее востребованы услуги по доставке почты, вызову химчистки и поливу цветов во время отпуска или командировки хозяев. «Кроме того, большим спросом у жильцов пользуется установка системы smart house («умный дом»), которая также от и до обслуживается эксплуатирующей компанией, – рассказывает Елена Комова. – Эта система позволяет управлять с пульта освещением, отоплением, увлажнением, вентиляцией, кондиционером, энерго- и водоснабжением, электроприводами и т.д.» В некоторых элитных домах жильцам предложены бильярдная, сигарная, кафе-бар, комнаты для водителей, охраны и прислуги, ванны для мытья лап собакам, оборудование для хранения мехов, тренажерные залы, бассейны и сауны, каминные залы, теннисные или вертолетные площадки на крыше.
Дорогая охрана
Цена на обслуживание элитного дома зависит от класса объекта и количества квартир. «Очевидно, что чем больше квартир, тем на большее количество участников раскладываются расходы, – объясняет Денис Попов. – В малоквартирных элитных особняках центра Москвы ежемесячный платеж может доходить до $10 с квадратного метра площади».
В эту стоимость входит централизованное обслуживание инженерной инфраструктуры дома, его технической «начинки», коммунальные услуги, охрана, уборка территории. Если на придомовой территории проводятся серьезные ландшафтные работы, квартплата может увеличиться до $3–4,5 за кв.м. «Так как перечень услуг, предоставляемых управляющей компанией жильцам элитного дома, иногда просто выходит за рамки разумного, и подчас его может позволить себе только очень обеспеченный человек, цены на их оплату соответствующие. Они составляют от $2,5–9 с квадратного метра, – говорит Наталья Титова. – Самая высокая планка была задана в доме 32 в Большом Афанасьевском переулке – $9 за кв.м. Это объясняется тем, что дом малоквартирный (порядка десяти квартир) и в нем развитая инфраструктура».
По оценкам специалистов из компании «Контакт-недвижимость», основную долю затрат составляют расходы на содержание охраны (ее стоимость нередко доходит до 30% от оплаты всех услуг). Причем услуги специализированного ЧОПа (вооруженная охрана) будут еще дороже. Весомую долю в бюджете расходов занимают паркинги, которые, как правило, предлагают и мойку автотранспорта. Недешево обходится инфраструктура элитного комплекса, особенно с бассейном и тренажерным залом. Например, в «Венском доме» и «Парк-Хаусе» бассейны расположены на крыше, что усложняет их обслуживание. Иногда бассейны и их очистка могут стать разорительнее, чем содержание всей территории небольшого клубного дома.
Тем не менее, по оценкам экспертов, спрос на услуги эксплуатирующих компаний с каждым годом будет расти. Ассортимент предложений расширится и пополнится.
Анна Сардарян Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU