В тесте участвуют автомобили: Hyundai Matrix, Kia Carens
Посмотреть другие фото (8) |
Корейские компактвэны среди лидеров класса по продажам. Но только ли в цене секрет их популярности?
Семейные требования
Компактвэны, завоевав Европу, потихонечку обживают и Россию. За первые три квартала нынешнего года на нашем рынке продано почти вдвое больше таких машин, нежели годом раньше. Причем самым популярным стал не комфортабельный и модный «Рено-Сценик», не 7-местный истинный ариец «Опель-Зафира» и даже не «Форд-Фокус-Си-Макс», отличающийся низкими кредитными ставками и отменными ездовыми повадками, а неприметный «Матрикс».
Понятно, что завлекает он покупателей прежде всего аппетитной ценой. Но ведь есть и еще один, очень привлекательный в этом смысле автомобиль, и тоже корейский – «Каренс». Однообъемник «Киа» также не обижен популярностью – в хит-параде продаж он на четвертом месте. А ведь обе эти машины еще год назад пользовались гораздо меньшим спросом. Вот мы и решили проверить, что в них такого особенного.
Мы взяли их в примерно одинаковом исполнении и с наиболее мощными моторами. Почему? Просто наличие «автомата» мы сделали приоритетной позицией. Ведь за рулем компактвэна, как истинно семейного транспорта, может оказаться женщина, которой незачем путаться в темном лесу трех педалей. Так что выбора не оставалось – «Матрикс» с АКП сочетается только с двигателем 1,8 л, «Каренс» подразумевает 2-литровую «четверку». Посмотрим, чем способны они нас удивить.
Ну уж точно не внешними данными. Конструкторы «Хендэ» вообще не стали заморачиваться над экстерьером «Матрикса», поручив его ателье «Пининфарина». Соответствующий шильдик на борту тому красноречивое подтверждение. Но громкое имя еще не гарантирует результата. «Пининфариновский» шильдик скорее укор итальянцам. Потому как выглядит «Матрикс», пожалуй, несколько неуклюже. Короткий порожек капота, понурая физиономия решетки радиатора с грустными глазами-фарами, непонятная ступенька подоконной линии в задней части кузова.
Оценок за субъективное восприятие прекрасного мы не выставляем, тем не менее внешность «Каренса» вызывает гораздо меньше вопросов. Может, потому, что он больше похож на универсал с высокой крышей – элегантные, не провокационные линии, вполне улыбчивая мордашка и аккуратная корма.
Главное – с высокой крышей
Внутри у «Киа» та же картина. Спокойный, без взрывов дизайнерской мысли интерьер украшен разве что передней панелью в форме геральдического щита. Оригинально. А вот еще любопытный момент: верхняя часть торпедо щеголяет поперечными ребрышками. Наверное, сюда можно положить ручку, зажигалку или блокнот, и во время резкого разгона или интенсивного торможения они не будут летать по салону... Как бы не так! На практике ручка оказывается на полу мгновенно. Зачем в таком случае линовать торпедо?
Таких вот загадочных решений в салоне «Каренса» наберется порядком. Как в автомобиле, претендующем на звание компактвэна, не оказалось даже кармашков с тыльной стороны передних кресел? Ведь компактвэн – это не только высокая крыша, а прежде всего удобство пользования. За исключением пары подстаканников, никаких особых удобств «Киа» не предоставляет. Да салон вседорожника «Спортидж» куда удобнее и предупредительнее к своим обитателям. Зато чего у «Киа» не отнять, так это удобства посадки. Проем передней двери высотой 98 см буквально манит внутрь. И вот она, радость всех жертв остеохондроза, радикулита и прочих последствий сидячего образа жизни – сгибать негнущуюся спину при посадке вам не придется. Одно легкое движение, и вы уже за рулем. Еще один несомненный плюс – высокая посадка. Вам, как с капитанского мостика, видно все. Вернее, почти все – задние подголовники здорово мешают. Зато по ходу движения обстановка просматривается на несколько машин вперед.
Высота дверного проема у «Хендэ» даже на 2 см больше. Да и подголовники дивана в отсутствие пассажиров убираются почти заподлицо со спинкой, расширяя кругозор. Но главное – этот салон куда больше оправдывает звание компактвэна. Здесь, например, предусмотрены не только карманы, но два откидных подноса с тыльной стороны сиденья. Диван можно двигать вперед-назад, а в полу имеются потайные ниши для всякой несерьезной контрабанды.
На фоне столь трогательной заботы отсутствие на базовой версии «Матрикса» регулировки руля кажется дикостью. Впрочем, по большому счету, это единственная серьезная претензия к «Хендэ». Можно еще отметить ляп из области дизайна. Если расположенную по центру панель приборов можно как-то понять и простить, то вот лубочные наклейки под карбон на передней панели – это просто позор.
Узенький диванчик и широкая банкетка
К «Каренсу» у нас нет претензий по части вместительности. Почти. Даже при полностью сдвинутом назад переднем кресле я с запасом уселся «за собой» при росте 1 м 85 см. А вот троим взрослым на диване, пожалуй, тесновато. Ведь его ширина... меньше, чем у «Хендэ-Акцент»! Не будем, конечно, забывать, что компактвэн – корабль семейный. Согласитесь, не часто встретишь семью из пяти здоровых мужиков...
Наверное, примерно таким был ход мыслей и инженеров «Хендэ» при создании заднего дивана «Матрикса». Потому как взрослому здесь будет крайне неудобно. И дело в данном случае не в тесноте. Свободного места очень даже много – как над головой, так и перед ногами. Но сам диван... Его подушка расположена так низко, что при моем росте сидишь на нем, как на банкетке в больничном вестибюле. Да и спинка скошена назад под слишком большим углом. Правда, она регулируемая, но если ее приподнять, между диваном и задней полкой образуется неаккуратненький такой зазорчик.
Частично «Матрикс» реабилитируется водительским креслом с полным набором регулировок. Тогда как в «Каренсе» ручка вертикальной регулировки кресла – удел лишь самой дорогой версии.
Шаланды, полные кефали
Если салон «Киа» так же напоминает компактвэн, как плот прогулочную лодку, – на крайний случай сойдет, но удобств в обрез – то трюм его обустроен куда грамотнее. Неплох уже минимальный объем багажника – 420 литров. Важнее, что, сложив спинку дивана, можно получить абсолютно ровную площадку. Вот только куда девать подголовники? Штатных мест для их хранения не предусмотрено, а не сняв их, не сложить и диван. Зато до спинки кресла водителя уместится длинномер в 165 см. Правда, поднимать тяжелые чемоданы в багажник «Каренса» непросто. Великовата погрузочная высота – 69 см, на 11 больше, чем у «Матрикса».
У «Хендэ» есть и другое преимущество – огромный проем пятой двери. Кажется, сюда поместится даже рояль. Вообще, багажник «Матрикса» поражает не длиной, а высотой – до уровня полки здесь 59 см (у «Каренса» всего 41 см). Именно за счет этого, уступая по минимальному объему багажника (350 л), «Хендэ» выигрывает в максимальном – 1285 л.
Универсальный вариант
13 «лошадей» и 13 ньютонометров преимущества «Каренса» достаточная фора, чтобы она чувствовалась не только на бумаге. Если за рулем «Киа» вы ощущаете даже приятный подхват, то динамика разгона «Хендэ» прогрессивно ровная – без сучка, но и без задоринки. Не слишком она меняется, даже если вы продавите акселератор до «кик-дауна». Стрелка тахометра, может быть, и скакнет к красной зоне, но никакого веселящего ускорения вы не почувствуете. Впрочем, 150 – 160 км/ч «Матрикс» набирает если не стремительно, то хотя бы уверенно, а при обгонах нужно лишь взять за правило заранее отключать повышающую передачу кнопкой Overdrive off в торце селектора АКП.
«Каренс», мы уже заметили, едет повеселее. Причем любопытно – мы специально постарались сравнить характеры «Киа» и с «механикой», и с «автоматом» – выяснилось, что передаточные числа МКП подобраны так, чтобы обеспечить ровный набор скорости – тяговито и уверенно, но не по-взрывному резко. Словом, если и «механика» здесь настроена на минимум переключений, тогда зачем вообще связываться с педалью сцепления? АКП на «Каренсе», что называется, естественный выбор.
А вот тормоза на обеих машинах не порадовали. У «Матрикса» слишком большой свободный ход педали, из-за чего управлять замедлением не очень удобно. Да и сама тормозная динамика даже в незагруженной машине показалась в лучшем случае удовлетворительной. Что же будет, когда корейский кораблик отправится в плавание на дачу с полным грузом пассажиров и корзин для пикника на борту?
«Каренс», тот и вовсе удивил... Отсутствием ABS. Да-да, на мощном 136-сильном компактвэне по чьему-то злому умыслу отсутствовала антиблокировочная система. Разумеется, резкие, в пол торможения на шоссейных скоростях порядка 120 – 140 км/ч такому «Киа» противопоказаны. Колеса мгновенно блокируются, и машину начинает разворачивать вокруг вертикальной оси. А на скользкой трассе подобный казус может случиться даже на парковочной скорости. Мы выяснили – на других версиях «Каренса» ABS все же имеется. Отсюда вывод: выбирая «Киа», потрудитесь справиться у дилера о наличии антиблокировочной системы – неразумно экономить на собственной безопасности.
В разумных пределах
Яркую управляемость от компактвэнов обычно никто не требует. Хотя «Си-Макс» и «Зафира» убедительно доказали, что однообъемная компоновка не помеха азартным ездовым повадкам. Однако корейские компактвэны создавались не год и не два назад – потому и ориентироваться им было не на кого. Вот почему «Матрикс», например, не подстегивает к быстрому прохождению поворотов. Настораживают не поперечные крены – они даже меньше, чем можно было ожидать. А вот руль, лишенный таланта обратной связи, заставляет лишний раз задуматься. Все, на что хватает подвески «Хендэ», это удерживать кузов от раскачки на относительно ровном шоссе до 150 км/ч.
«Каренс» поинтереснее в поворотах. Во-первых, благодаря более острому и заметно более правдивому в отношениях с водителем рулевому управлению. Да и подвеска куда эффективнее борется с поперечными кренами и лучше фильтрует неровности дороги. Но не стоит переоценивать достоинства «Каренса». Он выигрышно смотрится на фоне «Матрикса», до «Си-Макса» ему ой как далеко.
Раздайте беруши!
Возраст и происхождение обоих становятся очевидными, когда речь заходит о комфорте. Скажем, в салоне «Каренса» на 150 км/ч шум, словно в машинном отделении. Поет здесь все, что только может петь: волком воет мотор, ветер просто беснуется вокруг стоек крыши и зеркал, вносят свой посильный вклад в эту какофонию и шины. Долго так ехать не хочется.
«Матрикс» тоже не из тихонь. Надсадная трель мотора особенно ощущается, когда идешь на обгоны с утопленной педалью газа. Но аэродинамика «Хендэ» проработана лучше, потому на шоссе можно найти достаточно комфортный режим в районе 120 км/ч, когда шум не особенно достает.
По части комфорта и подвеска «Хендэ» предпочтительнее. Забег по брусчатке трамвайных путей в салоне «Матрикса» воспринимается не столь остро, как в более жестком «Каренсе». Правда, руль плохо изолирован от вибрации.
Мимо денег
Краш-тесты «Матрикса» и «Каренса» не проводила ни одна известная организация. И нам не оставалось ничего иного, как выставлять оценки за безопасность, исходя из уровня оснащения. Но и тут не все гладко. В базовом исполнении «Матрикса» присутствуют всего лишь эйр-бэг водителя и ABS. Подушка для пассажира добавляется лишь с мотором 1,8 л.
У «Каренса», напротив, фронтальные эйр-бэги в «базе», зато ABS отсутствует. Наконец, боковые подушки на обе модели вам не получить в любом случае. И пусть защита от бокового удара в компактвэнах по определению выше, чем у обычного хэтчбека «гольф»-класса, но семейный автомобиль под $20 000 должен быть как минимум с четырьмя спасательными кругами, то бишь эйр-бэгами.
Основное преимущество
Прайс-лист на «Матрикс» начинается со все еще привлекательных, несмотря на недавнее подорожание, $16 190. Причем прижимистых покупателей, считающих каждую копейку, устроит и комплектация. Помимо перечисленных уже средств безопасности она богата на кондиционер, электропакет, обогрев передних сидений. В целом, неплохо, за исключением явного казуса – нерегулируемой рулевой колонки. Но главное, мы ведь выяснили, что мотор 1,6 л не сочетается с АКП – минус для семейного автомобиля. Более мощный 1,8-литровый «Матрикс» это уже $18 190 (c АКП – $19 190). Помимо 123-сильного мотора такая версия подразумевает пассажирский эйр-бэг, дуги на крыше, багажную полку, подлокотник дивана.
«Каренс» изначально дороже – от $17 190 c мотором 1,6 л. Зато сюда уже входит и кондиционер, и электропакет. В отличие от «Хендэ», в базе «Киа» есть регулировка руля по углу наклона, зато отсутствует обогрев сидений. За АBS просят $200. А вот 2-литровый «Каренс» сразу выскакивает за $20 000. С АКП и вовсе получается $22 120 – неоправданно дорого для корейского компактвэна. Тем более что комплектация не намного богаче базовой – в плюсах здесь лишь «противотуманки» и обогрев сидений.
Мы решили: В итоге все получилось в точном соответствии с хит-парадом покупательских симпатий. «Матрикс» занимает первое место (средняя оценка 3,6). Как компактвэн, он гораздо более состоятелен, нежели «Каренс». И дело не только в однообъемной внешности, но и куда более грамотном салоне с достаточно широкими возможностями трансформации. Безусловно, «Хендэ» далек от современного идеала, образ которого лучше всего выражен в таких моделях, как «Сценик» и «Зафира». Но не будем забывать – уступая европейцам в комфорте, удобстве и безопасности, «кореец» заметно дешевле. Даже топ-версия с 1,8-литровым мотором и АКП дешевле базового «Сценика». Одного этого обстоятельства пока еще достаточно для успеха у покупателей. У «Каренса» (средняя оценка 3,4) даже не оказалось добродетели доступной цены. С мотором 1,6 л он дороже «Матрикса», а 2-литровая версия с АКП стоит на уровне европейских конкурентов. Хуже, что как компактвэн, то есть автомобиль прежде всего многоплановый и универсальный, «Каренс», увы, не состоялся. У «Киа» салон без традиционных для однообъемников удобств и далеко не рекордная грузоподъемность. У того же «Черато», к примеру, максимальный объем багажника даже больше – 1495 л против 1010 л! Так что покупателей этот универсал с высокой крышей может привлечь разве что удобством входа/выхода и командирской посадкой. Но не слишком ли высокая цена получается у капитанского мостика.