В строительном комплексе Москвы самая модная тема сегодня – возведение небоскребов. К нам зачастили американские и японские архитекторы, проектирующие высотки, а наши строители, в свою очередь, отправляются за подобным опытом в США и Юго-Восточную Азию. Уже стали ясны контуры программы по высотному домостроению. Как заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, до 2015 г. появится 200 небоскребов, в основном вдоль Третьего и только проектируемого Четвертого транспортных колец.
А после 2010 г. они станут появляться и вдоль МКАД. Однако, как возводить такие сложные объекты, в строительном комплексе пока не решили. Например, на основе металлического или железобетонного каркаса, какие системы безопасности должны быть предусмотрены? Пока на эти и другие вопросы российские проектировщики и застройщики только пытаются найти ответы.
Спора нет
Например, семинар на данную тему прошел в рамках последней выставки «Арх Москва». На семинаре отмечалось, что Россия действительно умеет и может строить качественные высотные здания. Пример тому – 533-метровая Останкинская телебашня, которой и сегодня были потрясены японские проектировщики. Но специалисты высотного строительства выразили и ряд опасений. Среди них – отсутствие на данный момент норм строительства высотного жилья. «Норма западного небоскреба – свыше 75 этажей. У нас высотным считается здание свыше 30 этажей. Проблема высотного строительства – это проблема подводной лодки, поставленной на попа. Это рассечение на отсеки, разница в давлении, эвакуация. Как объекты недвижимости, высотные здания имеют право на существование. Но их возведение никак не может быть ведущей тенденцией жилищного строительства» – отмечает председатель ЭКОСа (экспертно-консультативный общественный совет при главном архитекторе Москвы) Александр Кудрявцев.
Однако московские власти думают по-другому. «Мы возведем минимум 200 высоток в Москве до 2015 года», – признается главный архитектор города Александр Кузьмин. По его словам, большинство из них будут размещены в районе Четвертого транспортного кольца, в первую очередь на севере и юге города. Особое внимание при строительстве высоток, отметил он, будет уделено противопожарной безопасности. «Эти вопросы станут тщательным образом прорабатываться в рамках каждого отдельного проекта», – подчеркивает А. Кузьмин. Мэр Москвы Юрий Лужков, в свою очередь, отмечает, что в рамках программы «Новое кольцо Москвы» в столице возводится пять 30-этажных зданий, для 40 высоток подготовлена проектно-сметная документация.
Столичные архитекторы уже определили зоны Москвы, пригодные для строительства высотных зданий. По словам А. Кузьмина, построенные в этих зонах высотки не будут спорить по архитектурному облику с Кремлем, храмом Христа Спасителя и другими архитектурными доминантами города. «Мы сразу можем исключить исторический центр города, – подчеркивает А. Кузьмин. – Высотки будут расположены вокруг колец Москвы, в первую очередь Четвертого транспортного, поскольку Третье в некоторых местах примыкает к Садовому кольцу».
За проектирование московских высоток взялись лучшие архитекторы мира. Например, американец Фрэнк Уильямс и голландец Эрик ван Эгераат.
Комплекс «Город Столиц», согласно проекту, выполненному ван Эгераатом, будет представлять из себя две башни высотой 64 и 53 этажа. Небоскребы разместятся на территории «Москва-Сити», на Краснопресненской набережной. Одна из башен символизирует Москву, вторая – Санкт-Петербург (о том, какой именно город будет символизировать та, что повыше, идут споры). На первых трех этажах башен предполагается разместить магазины, торговые центры, кинотеатры. Начиная с четвертого этажа по семнадцатый расположатся офисы (общая их площадь 70 тыс. кв.м). Все, что выше 17-го этажа, отдадут под апартаменты. Стартовая цена, о которой уже объявил инвестор проекта компания «Капитал Груп», составляет $4 тыс. за кв.м.
«Со времен Вавилонской башни»
Впрочем, московских строителей небоскребов волнует не столько эстетическая сторона вопроса (это все же задача архитекторов), сколько сам строительный процесс – как сделать высотку безопасной и удобной для жизни; какой строительный материал – бетон или сталь – станет каркасом здания (а от этого зависит и эстетика, и сейсмическая устойчивость, и затраты инвестора).
Алексей Добашин, генеральный директор концерна «Крост», имеет на этот счет такое мнение: «Высотные здания формируют продвинутый облик многих городов мира. Небоскребы сейчас – это современный стиль жизни, экономия дефицитных территорий, повышение эффективности бизнеса. Если в солидном городе нет хотя бы одного небоскреба, он воспринимается как офис без компьютера или предприниматель без мобильного телефона.
Конечно, есть исключения. В Праге с тридцатых годов прошлого века наложен запрет на строительство высотных зданий, поэтому исторический ансамбль центра города сохранился практически полностью. В Вашингтоне запрещено строить здания выше Капитолия. Столица Норвегии Осло состоит в основном из 3–4-этажных домов.
И все же человечество стремится в небо и, начиная с Древнего Вавилона, возводит огромные башни. Не важно, по каким причинам – желая приблизиться к Богу, из необходимости экономить территорию или чтобы удовлетворить амбиции крупных компаний и архитекторов – небоскребы строили, строят и будут строить.
Традиции высотного строительства в России начинаются с башен кремлей и крепостей, колокольни Ивана Великого и Адмиралтейства. В 50-е годы XX века они продолжились знаменитыми сталинскими высотками в Москве. Еще позднее был Калининский проспект. Сейчас есть проекты «Москва-Сити» и «Новое кольцо Москвы».
Опыт последних лет показывает: высотное строительство в интенсивно развивающемся городе неизбежно. Поэтому вопрос переходит из разряда дискуссионных в область практической необходимости».
Чтобы крыша не поехала
«Говоря о проблемах, возникающих при проектировании и строительстве высотных зданий, назову некоторые из них, – продолжает Алексей Добашин. – Первая проблема – фундаменты, вторая – собственно каркас здания, третья – архитектурная выразительность фасадов. Среди менее крупных задач, которые приходится решать, – вертикальный транспорт (скорость и высота подъема), проблемы остекления (способы герметизации, обеспечение притока свежего воздуха и шумопоглощения).
Концерном «Крост» на настоящий момент уже построены два дома жилого комплекса «Олимпия». Поэтому мы можем говорить о высотном строительстве уже исходя из нашего опыта. Комплекс состоит из двух домов. Первый, 29 этажей, сдан в декабре 2001 г. Вторая башня в 39 этажей, высота – 130 м, будет принята Госкомиссией в декабре 2004 г. Общая площадь комплекса около 100 тыс. кв.м. Есть два подземных уровня, где расположена подземная автостоянка. Между двумя башнями, визуально связывая две вертикали, будет располагаться аквапарк площадью 10–15 тыс. кв.м.
Между завершением строительства первой и второй башни «Олимпии» прошло два года. Такая задержка связана именно с высотой второго корпуса, с жесткими требованиями, которые я предъявлял к качеству проектирования и строительства.
Что касается главной проблемы высоток, фундамента, то именно ему было посвящено очень много времени. Если на первой башне – фундаментная плита, то на второй от плиты пришлось отказаться из-за слишком больших
нагрузок. В основании «Олимпии-2» 182 сваи диаметром 1200 мм и на 32 м глубиной. Я сознательно шел на потерю времени, понимая, какую опасность в будущем может представлять малейшее изменение русла реки, которая протекает на расстоянии 150 м от дома».
В соавторстве с архитектором
«Одна из основных проблем высоток – это архитектурная выразительность . Очень трудно спроектировать действительно красивую высотку, но в нашем случае институту «Промстройпроект» во главе с Аллой Кацурой это удалось, говорит Алексей Добашин. – Идея была в какой-то степени моей: объемы, выходящие один за другой, напоминают кубик Рубика. Особую выразительность фасадам придают цвета отделки – синий и коричневый. При строительстве «Олимпии» применялась технология вентилируемых фасадов. При монтаже керамической плитки на утеплитель конструкция перестает быть жесткой, в итоге получаются сплошные шарниры. Еще одна проблема – это узел примыкания оконных блоков к вентилируемым фасадам. Окно вообще одно из самых сложных мест в здании – здесь сходятся не менее четырех материалов: утеплитель, собственно окно, снаружи отлив и внутри подоконник. А если архитектор дает интересные решения каждого оконного блока, проблем становится еще больше. Поэтому я предложил и применил на второй башне «Олимпии» новый способ крепления плитки, при котором значительно увеличивается жесткость конструкции, и материал отделки фасадов уже не важен – плитки могут быть минеральными или металлическими, крепление останется таким же надежным. Подобный способ крепления – мое ноу-хау, новое технологическое решение по устройству вентилируемых фасадов.
При устройстве наружных стен на высоте всегда есть опасность уменьшения качества работ. Поэтому как наружные ограждающие конструкции я использовал трехслойные панели. Долговечность панелей значительно выше, чем при штучном сборе на этаже, качество поверхностей определяется заводским изготовлением, все монтажные элементы отработаны, что обеспечивает качественную герметизацию швов».
Техничные приемы
«О лифтах на второй башне «Олимпии» хочу сказать особо. Расположение «Олимпии» (вид на Тушинский аэродром, на берег Москвы-реки и парк) обязывало, поэтому мы долго работали со специалистами фирмы «Тиссен Крупп». В результате украшением второго корпуса «Олимпии» стали обзорные лифты – они выступают за периметр дома и панорамное остекление дает уникальную возможность при подъеме насладиться окружающей красотой, комментирует Алексей Добашин. – Кроме двух панорамных есть еще четыре лифта. Первая пара обеспечивает подъем с 1-го по 17-й этаж, а вторая проезжает без остановки до 18-го этажа и обслуживает этажи с 18-го по 39-й. Скорость подъема лифтов 3,5 м/с.
Проблема номер один при монтаже – это ветер на высотах более 50 м, при использовании вертикальной опалубки появляется парусность. Поэтому при высотных монтажных работах необходимо уменьшать подъем бетона башенным краном и переходить на подъем бетоносмесителем. Это чуть дороже, но иначе ветер сорвет все сроки монтажа».
Изменения по ходу игры
Но меняется не только подход специалистов к высотному строительству. Подверглась изменению в целом и программа «Новое кольцо Москвы». Так правила предоставления участков под застройку московским правительством стали другими. Во-первых, если раньше комиссия состояла из чиновников столичного стройкомплекса, то теперь ее возглавил лично Юрий Лужков. В состав комиссии вошли почти все его заместители, а рабочую группу для оперативного руководства программой возглавил Владимир Ресин. Во-вторых, еще в прошлом году с поста гендиректора ОАО НКМ был отправлен в отставку Тимур Тимербулатов. Таким образом, столичные власти сами решили заняться подбором инвесторов для строительства высоток.
Сегодня возведены или строятся уже 10 высоток (к ним строители относят здания высотой свыше 30 этажей). Это 43-этажный «Эдельвейс» от «Конти», «Алые паруса» и «Воробьевы горы» от «ДОН-Строя», «Золотые ключи» от «Строймонтажа», «Олимпия» от «Кроста». Близок к завершению проект «ДОН-Строя» «Триумф-Палас», который уже вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый высокий жилой дом в мире (267 м), «Вертикаль», а также дом «Континенталь», который обещает стать крупнейшим по площади в Европе – 160 тыс. кв.м (53 жилых этажа). Известны адреса площадок еще нескольких высоток – они появятся на Преображенской площади, Тарусской улице, Дмитровском шоссе и площади Крестьянской Заставы. В среднем метр в высотках на сегодняшний день продается за $2000–2500, в зависимости от стадии строительства и этажа (кстати, квартиры с 30-го по последний этаж обычно стоят на 5–7% дороже, чем расположенные ниже).
Интерес к строительству высоток объясняется просто. Если жилая площадь панельного 17-этажного дома массовой серии П-44 из пяти секций составляет 22 тыс. кв.м, то площадь в высотке, расположенной приблизительно на таком же участке земли, может достигать 115 тыс. кв.м. И это – главный аргумент для столичного правительства.
Галина Косарева Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU