Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Загородная недвижимость » Бессмысленное перепроизводство

 

Бессмысленное перепроизводство

 

 

Девелоперам, застраивающим коттеджами ближнее Подмосковье, можно посочувствовать, а клиентам, выбирающим загородный дом, — позавидовать. На ближних подступах к столице налицо все симптомы кризиса перепроизводства. Бум кончился, и тем игрокам, которые об этом пока не догадываются, в ближайший год придется затянуть пояса.

Предложение участков с подрядом и готовых коттеджей в охраняемых поселках увеличивается ежемесячно на 7-10%, а платежеспособный спрос поглощает в лучшем случае 1-2% этого роста. Оставшиеся 5-8% прироста объемов предложения — это разговор с собственной тенью.

загрузка...

 

 

Ситуация выглядела бы менее тревожной, если бы инвесторы проявляли большую гибкость в ценовой политике — предложили, например, Новорижское шоссе в 40-километровой зоне от МКАД клиенту с бюджетом $200 000. Но нет — отдав за гектар по $150 000, понастроив коттеджей себестоимостью $100 000, застройщик предлагает клиенту все это по цене $1400 за 1 кв. м и по $7000 за сотку. Такой нехитрый бутерброд — “дешевая земля + копеечный труд таджикских рабочих = элитный особняк за $0,5 млн” — выглядел год-два назад крайне аппетитно. Пока свои девелоперские “закусочные” не пооткрывал каждый, у кого есть машина, чтобы проехаться по Калужскому или Рублево-Успенскому шоссе и подивиться на невиданные темпы загородного строительства. На рынок устремились все — от банкиров и мороженщиков до чиновников и владельцев фанерных заводов. Раньше у нас каждый слесарь знал, как лечить и учить, а теперь любой бизнесмен в один миг рассчитает рентабельность коттеджного строительства, бросив мимолетный взгляд на ситуационный план громадного землеотвода.

Три-четыре года назад, когда вместо строительства отдельных домов и возведения корпоративных городков “для своих” девелоперы принялись осваивать новый рыночный формат “охраняемый коттеджный поселок с розничной продажей”, покупатели походили на клиентов Генри Форда: “Вы можете купить автомобиль любого цвета, если этот цвет черный”. Отсутствие конкуренции и дефицит ликвидной земли превращали самую бездарную загородную затею в Клондайк и Эльдорадо. До 10 проектов в период с 2001 по 2003 г. продемонстрировали рентабельность более 200%. Слухи мгновенно разнеслись в бизнес-среде, и после принятия закона об обороте сельхозземель рынок взорвался. В газетных заголовках появилось слово “бум”, и с тех пор каждый месяц на сайте poselki.ru появляется на 1-2 новых поселка больше, чем за предыдущие 30 дней.

В плане предложения арифметическая прогрессия грозит стать геометрической. А вот спрос, наоборот, подвержен стагнации. Во-первых, на 60-70% исчерпан ресурс платежеспособных клиентов, продающих на вторичном рынке морально устаревшую недвижимость в неорганизованных “шанхаях” на территориях бывших садово-огородных товариществ и окраинах подмосковных деревень, чтобы перебраться в охраняемые коттеджные поселки. Именно такое потребительское поведение во многом служило мотором загородного бума. Во-вторых, начавшийся, по нашим оценкам, в III квартале этого года отток капиталов из страны лишает рынок нескольких тысяч потенциальных покупателей. Исправить ситуацию способны лишь два инструмента — инновационность и ипотека. С кредитованием под залог загородной недвижимости дела обстоят неважно: деньги дороги, а банки консервативны. А вот инновационность действительно способна вызвать вторую волну загородного бума, когда начнется исход постояльцев из поселков, построенных в 2000-2004 гг., в поселки, отвечающие новым, более актуальным и прогрессивным стандартам жизни. Пока определенно говорить о таких стандартах рано, однако именно в ускоренной “амортизации” пригородных “активов” мне видится значительный потенциал будущего развития рынка.

Интересно узнать: кто же сегодня обеспечивает неконтролируемый рост предложения загородной недвижимости при вялой динамике спроса? Последние несколько месяцев я ищу и изучаю бизнес-планы строительства коттеджных поселков, под которые серьезные инвесторы давали и дают десятки миллионов долларов. Приведу цитату из одного такого документа: “…Вероятнее всего, к началу активных продаж коттеджей в X все дома в Y и Z будут проданы…” Речь идет о том, что застройщик поселка Х надеется выйти на рынок тогда, когда два соседних поселка перестанут быть ему конкурентом! Потом застройщик указывает инвестору: “…На рынке постоянно появляются новые участники, централизованная информация обо всех планируемых объектах строительства, особенно на 2004 г., отсутствует…” Отмечу, что подобные строки писались уже тогда, когда у любого чиновника подмосковной районной администрации лежали карты, на которых штриховкой (“отдам недорого”) были отмечены тысячи и тысячи гектаров земли под застройку. Неудивительно, что к октябрю 2004 г. в поселке Х продано менее 10 домов против 30 обещанных в бизнес-плане.

Наступили времена коттеджного изобилия. Уже есть поселки для яхтсменов и горнолыжников, есть целые “загородные города” и уютные лесные анклавы с 3-5 резиденциями, есть квадратные коробки со стеклянными стенами и швейцарские шале. Не за горами появление поселков для байкеров, хакеров и хоббитов (проект компании “Капитал-груп” с подземной инфраструктурой в районе Барвихи). В книге “Бизнес в стиле фанк” эта ситуация описана метко: “…Когда потребитель говорит "подпрыгнуть", надо прыгать высоко и быстро. Потребителю нравится оранжевый цвет с лиловой крапинкой — он хочет, чтобы это было доставлено на остров Фиджи сегодня”. Как ни странно, но до сих пор 2/3 новых проектов штампуется по заезженным трафаретам: поляна в окружении леса, 50 участков с обязательным подрядом, 10 проектов домов из замусоленных каталогов, забор и будка с шлагбаумом. Отклонения в виде использования “сэндвича” или бруса и постройки двух теннисных кортов считаются великим маркетинговым откровением. Проблема в том, что массовый спрос ушел в сегмент до $200 000. Люди побогаче хотят самоидентификации, причем за разумные (по их представлениям) деньги.

Количество возвращаемых застройщиками задатков растет — пока клиенту оформляют документы и юристы выверяют каждую строчку договора, на рынке объявляются пять новых поселков, и покупатель теряет сон: а вот там, на Минке, то же самое, только “с перламутровыми пуговицами”. Раньше застройщики задатки не возвращали, теперь опасаются дурной репутации — не отпугнуть бы следующего клиента.

Застройщики готовы торговаться и поднимают процент риэлторам. Застройщики увеличивают в разы рекламные бюджеты и рассылают почтовый спам. Застройщики нанимают консультантов и не верят в “эксклюзивные” договоры. Застройщики не хотят покупать дорогую землю, а хорошей мало. Во времена загородного бума такое и представить было невозможно! Рентабельность падает, конкурентов уже многие десятки, и еще сотни ждут своего часа, рисуя генпланы. Как и на фондовом рынке, неопытные игроки выходят на биржу за два дня до пиковой цены и теряют все на спаде. В то время как опытные спекулянты фиксируют прибыль в день выхода на рынок “чайников”.

Один из самых известных поселков на Новорижском шоссе растет на земле, купленной по $800 за сотку. Недавно я встретился с банкиром, который хотел приобрести этот участок, но со скидкой в $20. Его опередили, и теперь он кусает локти — землю в раскрученном поселке отдают по $10 000-20 000 за сотку. Сейчас у финансиста на столе кипы факсов с картами от десятка риэлторов и сотни “черных маклеров”. Ни один из участков при заявленной цене не дает и 50% той рентабельности, о которой можно было мечтать еще прошлой осенью. Хотя десятки опытных загородных девелоперов ищут землю, чтоб “дешево и хорошо”, но в который раз убеждаются, что так не бывает.

Времена, когда сучковатая палка, воткнутая в подмосковную землю, через год превращалась в цветущий вишневый сад, уже не вернутся. Теперь загородный девелопмент превратился в искусство, овладеть которым под силу не каждому. “Техно-про”, “Лоджик риэлти”, “Инком-стройсервис”, “Альтервест”, “Новое время — девелопмент”, “Евростройгруп” и еще с десяток застройщиков могут чувствовать себя спокойно — опыт и творческий подход к любимому делу помогут одолеть и грядущие ценовые войны, и исключительную привередливость клиентов. Остальным игрокам, возможно, придется переквалифицироваться в управдомы. Если только они не изберут для себя один из трех вариантов позиционирования.

Первый. Ориентация на массовый спрос в ценовом сегменте до $200 000 на новорижском, дмитровском или калужско-киевском направлении (именно эти три направления будут лидировать по популярности в ближайшее время).

Второй. Концептуальные проекты загородных поселков с уникальными инфраструктурно-рекреационными характеристиками.

Третий. Customization (англ.) — кастомизация потребительская и ценовая, т. е. строительство не на массовой основе, а по индивидуальному заказу того, что идеально соответствует индивидуальным требованиям клиента.

Первая модель понятна. Если говорить о второй, к концептуальным проектам с уникальными характеристиками можно отнести, например, поселки “Резиденции Бенилюкс” или “Бельгийская деревня”. Их особенность в том, что другого такого объекта не найти: в первом случае за основу взят принцип “комплексного развития территории”, во втором — на 100% использован потенциал великолепного природного ландшафта (живописного озера) и применены стильные архитектурно-дизайнерские решения. Не случайно именно эти два проекта не так давно завоевали главные призы ежегодной премии “Поселок года — 2004”. Чтобы повторить их успех, девелоперу необходимы два компонента — отличная земля и нетривиальные идеи. Однотипных участков сейчас десятки тысяч гектаров. Это дамоклов меч, занесенный над головами неискушенных участников рынка, стремящихся в ценовой коридор от $300 000 до $800 000. Можно с уверенностью прогнозировать появление в следующем году сотни унылых и неинтересных поселков на таких землях с общим объемом предложения в 10 000 участко-домов. Кому адресован этот продукт, непонятно. А вот хорошей земли немного — участки в лесах первой категории или вдоль большой воды станут основой успешных проектов, но также при наличии яркой идеи и грамотной ее реализации. В Санкт-Петербурге возводится коттеджный поселок “Версаль” — “единственный в Европе дворцово-парковый ансамбль, включающий 46 дворцов разных эпох, выполненных из современных материалов и отвечающих всем прихотям современных королей и принцев”. Подмосковным девелоперам есть с кого брать пример.

Третья модель — кастомизация — станет реальностью уже в 2005 г. и перевернет представления об элитном загородном домовладении. Дело в том, что богатым клиентам нелегко найти объект, полностью удовлетворяющий перечню их требований. В нашем агентстве скапливаются десятки подобных заявок: одному подавай гидросамолет у подъезда, второму — 30 соток в поселке с нарезкой по гектару, третьему — “звезду с неба”. Загородные жилые комплексы, в которых будут сочетаться единая концепция и возможность гибкого подхода к каждому клиенту, ждет огромный успех — большие затраты на “индпошив” с лихвой компенсируются щедростью покупателей. Одновременно возрастет роль информационных посредников, в первую очередь риэлторов, которые способны аккумулировать данные о потребительских предпочтениях и поделиться ими с инвесторами-застройщиками.

Это все в будущем, а пока экспертам, твердящим “в Багдаде все спокойно”, необходимо умерить пыл, иначе гнев инвесторов, обманутых в ожиданиях, падет на их головы. И профессионалам, и клиентам всегда стоит помнить о немаловажном факте: на коттеджном рынке в отличие от квартирного отсутствует естественный ограничитель предложения — дефицит участков под застройку. А значит, спрос сам будет решать, когда ему нужен бум.


Вячеслав Ширяев Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Бессмысленное перепроизводство":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как компании борются с перепроизводством: пять примеров

Лишний товар — замороженные финансовые, трудовые и управленческие ресурсы. Но во многих случаях сами компании не способны отрегулировать объем производства. 1.

» Бизнес идеи - 1720 - читать


Проект Marklar — столь же таинственный, сколь и бессмысленный?

Тема "слияния двух вселенных" — Mac и PC — в последние два года стала всплывать довольно регулярно, хотя и редко. Один раз в несколько месяцев там и здесь всплывают чьи-нибудь статьи-"фантазии" на тему: "ах, как было бы хорошо, если бы MacOS можно было бы запускать на PC..." Такие статьи обыкновенно пользуются довольно неплохим спросом и на какое-то время масса людей бросается обсуждать тему венчания MacOS с "железом" от производителей PC. "Макинтошники" всегда вс ...

» Открытия и изобретения - 1692 - читать


Проект Marklar — столь же таинственный, сколь и бессмысленный?

Тема "слияния двух вселенных" — Mac и PC — в последние два года стала всплывать довольно регулярно, хотя и редко. Один раз в несколько месяцев там и здесь всплывают чьи-нибудь статьи-"фантазии" на тему: "ах, как было бы хорошо, если бы MacOS можно было бы запускать на PC..." Такие статьи обыкновенно пользуются довольно неплохим спросом и на какое-то время масса людей бросается обсуждать тему венчания MacOS с "железом" от производителей PC. "Макинтошники" всегда вс ...

» Открытия и изобретения - 0 - читать


Проект Marklar — столь же таинственный, сколь и бессмысленный?

Тема "слияния двух вселенных" — Mac и PC — в последние два года стала всплывать довольно регулярно, хотя и редко. Один раз в несколько месяцев там и здесь всплывают чьи-нибудь статьи-"фантазии" на тему: "ах, как было бы хорошо, если бы MacOS можно было бы запускать на PC..." Такие статьи обыкновенно пользуются довольно неплохим спросом и на какое-то время масса людей бросается обсуждать тему венчания MacOS с "железом" от производителей PC. "Макинтошники" всегда вс ...

» Открытия и изобретения - 0 - читать


Punkin Chunkin: метатели тыкв беспощадно метят в бессмысленную цель

"В целом, метание тыкв — символ того, что делает Америку великой. Только в самой богатой стране на Земле обычные парни могут тратить десятки тысяч долларов, чтобы построить тыквенное орудие. Только у нации с прекрасными традициями изобретательности, не говоря уже о военном мастерстве, многие люди могут заниматься этим делом.

» Открытия и изобретения - 1284 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Загородная недвижимость » Бессмысленное перепроизводство

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru