Лишний товар — замороженные финансовые, трудовые и управленческие ресурсы. Но во многих случаях сами компании не способны отрегулировать объем производства.
1. Каникулы АвтоВАЗа. Крупнейший отечественный государственный автопроизводитель продлит рождественские праздники своих сотрудников до 15 января.
Остановка конвейера должна помочь концерну выйти из кризиса перепроизводства: у его дилеров скопилось около 72 тыс. автомобилей, это на 80% больше, чем среднемесячная норма товарных запасов в 2005 году. Отечественные машины стали продаваться хуже из-за постоянного повышения цен, о чем дилеры неоднократно предупреждали производителя. В общей сложности в 2006 году автомобили АвтоВАЗа подорожали на 10%, и самая дорогая модель Lada-111 стала стоить около $9 тыс., что вполне сравнимо со стоимостью дешевой иномарки. Например, одну из самых недорогих моделей Daewoo — Chevrolet Lanos можно приобрести за $8,8 тыс. Осенью 2002 года АвтоВАЗ уже переживал подобный кризис: у дилеров скопилось 77 тыс. машин, компания остановила работу на одну неделю.
2. Крутой поворот. Западные автопроизводители, в отличие от российских, остановкой конвейера не ограничиваются. Выручка Fiat упала с 58 млн евро в 2001 году до 47 млн евро в 2003 году. Весной 2002 года руководство устроило двухнедельный отпуск 19 тыс. сотрудникам, а в 2003-м перешло к более решительным действиям: продало аэрокосмическое подразделение инвестиционной группе Carlyle, а страховую компанию — издательскому дому De Agostini (общая сумма сделок — 4 млрд евро). В 2004 году Fiat вывел на рынок новую модель Grande Punto. Эти меры позволили компании в 2005 году получить прибыль 21 млн евро — впервые за четыре года.
3. Вино на мыло. Если объемом производства автомобилей можно управлять, то с урожаями дело сложнее — тут нестабилен и спрос, и производство. Высокие урожаи винограда в 2004 году позволили французским виноделам произвести 57 млн гектолитров вина, на 20% больше, чем годом ранее. Однако потребители явно были настроены по-своему: производители Нового Света (Чили, Аргентина, ЮАР) уже несколько лет теснят французов по всему миру. Французские виноделы обратились в министерство сельского хозяйства с просьбой урегулировать кризис. В феврале 2005 года государство выделило им 70 млн евро на дистилляцию 24 млн дал вина (переработка в спирт для бытовой химии).
4. Молочные реки. Евросоюз пытается регулировать производство молока системой квот. Самыми непослушными коровами оказались итальянские. Фермеры и промышленные производители этой страны (Parmalat и Granarolo) регулярно выплачивают Еврокомиссии штрафы за перепроизводство. Квота для страны составляет 10,2 млн тонн молока в год, в 2003—2004 годах Италия за превышение лимита заплатила 141 млн евро штрафа, в 2005—2006 годах — 189 млн евро.
5. Перековка Китая. Переизбыток стали на мировом рынке заставил Китай, лидера по производству этого металла, принять в 2005 году меры по регулированию металлургической отрасли (на 80% контролируется государством). До 2009 года 15 крупнейших компаний-производителей должны быть преобразованы в пять, активы 800 средних игроков будут объединены в 10 компаний к 2020 году. К 2007 году правительство КНР намерено сократить мощности на 55 млн тонн, к 2010 году — на 100 млн тонн. В 2006 году китайские производители выпустили на рынок более 400 млн тонн стали при мировом потреблении 1,12 млрд тонн.