Научившись страховаться от капризов погоды, компании занялись улучшением климатических условий. Такие инвестиции окупятся не скоро, но обещают гораздо больший доход.
Экологическая ситуация заставляет компании не только инвестировать в улучшение климата, но и придумывать способы подстраховки от капризов природы. |
1. Экономная экология.
Ричард Брэнсон (на фото), глава корпорации Virgin Group (годовой оборот $50 млрд), славящийся нестандартными методами ведения бизнеса в самых разнообразных областях, начиная с авиации и заканчивая аудиозаписью, пообещал инвестировать $3 млрд в развитие альтернативных источников топлива. Две трети суммы обеспечат доходы корпорации, остальное Брэнсон планирует собрать на благотворительных акциях (проект также позиционируется как благотворительный). Впрочем, высокие цены на нефть делают такие инвестиции все менее похожими на меценатство. Если в результате Брэнсону удастся поставить на поток производство альтернативного авиатоплива, Virgin Atlantic Airways станет владельцем самых экологичных и, возможно, самых экономичных самолетов. Предполагается, что возобновимые источники топлива (растительные спирты и масла) обойдутся авиакомпаниям дешевле традиционного керосина.
2. Терминатор против машин. Инвестиции в улучшение окружающей среды иногда становятся способом откупиться от властей. В 2004-м губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер предоставил льготы хозяевам автомобилей, двигатель которых может расходовать не более 5 л бензина на 100 км. В норматив не уложился Ford Escape. Это убавило популярность марок автоконцерна, продажи которых в США и так снижаются (2003-й — 4 млн, 2004-й — 3,9 млн, 2005-й — 3,8 млн машин). В 2006 году Ford инвестировал $1,8 млрд в разработку экономного автомобиля, но на прошлой неделе губернатор все равно подал в суд на Ford и пять крупнейших мировых автопроизводителей за нанесение вреда окружающей среде.
3. Квоты на газы. В ноябре 2004-го Россия ратифицировала Киотский протокол. С 2008 года предприятия, чьи выбросы в атмосферу ниже базового уровня (рассчитывается индивидуально для каждого производителя), могут продать квоту заводам, превышающим эту норму. Крупнейшие компании (РАО ЕЭС, «Газпром», «Евразхолдинг») ежегодно предоставляют отчеты странам-участницам протокола о сокращении выбросов. По оценкам Минэкономразвития, они смогут заработать на продажах квот более $2 млрд за 2008—2012 годы.
4. Чистая альтернатива. Компания DuPont (оборот в 2005 году $28,5 млрд) сумела заработать и на производстве фреона (используется в холодильниках и дезодорантах), и на его заменителе. В 1987 году, когда спрос на фреон начал снижаться, DuPont пролоббировала принятие Монреальского протокола, запрещавшего использование этого газа, который якобы вредил озоновому слою. DuPont инвестировала в разработки альтернативного хладагента $400 млн и в итоге изобрела его в 1990 году. К 1996-му, когда протокол вступил в силу, у DuPont уже было налажено экологичное производство.
5. Торговля воздухом. Экологическая ситуация заставляет компании не только инвестировать в улучшение климата, но и придумывать способы подстраховки от капризов природы. Самым популярным инструментом стали «погодные» фьючерсы, торги которыми начались на Чикагской бирже в 1999 году. От погодных условий зависит примерно 30% бизнеса США: одним выгодна, например, холодная зима, другим — теплая. Базовым активом фьючерса в таком случае будет отклонение температуры от среднего показателя. Фьючерсные контракты позволяют компаниям, попавшим в невыгодные условия, получать денежные компенсации от тех, кому погода, наоборот, благоволит.